Года 2,5 назад в статье "Путин и "внутренний Крым" на сайте "Ум+" автор Платон Беседин углубился в метафизическую сторону воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Он говорил о том, что воспринимать это событие с экономической и даже гео-политической точки зрения - это как минимум не верно. Как максимум не надежно. И не потому, что Крым "во что бы то ни стало" должен остаться в России - а потому, "почему" это верно, или что это означало.
Статья понравилась мне тем, что я впервые за много времени - в моем случае за все время моей жизни - услышала о Русской культуре слово, которое согрело, а не плюнуло в лицо. Любопытно, но культура это, наверное, такая мистическая вещь, которая живет в тебе даже когда у тебя и времени о ней подумать особо нет. Она просто живет где-то внутри тебя, сам принцип, и оказывается, что ты воспринимаешь что-либо сказанное о ней очень ощутимо, даже если объяснить себе не можешь.
Много раз до того, слыша от либералов снова и снова всевозможные упреки, в "дикости", "глубинной необразованности" - дескать "не доходит" и не "дойдет", "бесполезно" я вздрагивала, наверное как и многие (здесь я могу только предполагать). И что-то внутри переставало подпитывать мою человеческую сущность, потому что их слова в простом понимании иной раз были верны. Я обращала взгляд куда-то в Европу, где закон - это закон, где люди живут "как люди" и я должна как-то также научиться... На том этапе, правда, и для меня еще закон - был закон, каждый раз когда я обращалась в правоохранительные органы я находила отклик. А это один из глобальных вопросов в жизни каждого, согласитесь. И вроде во всем остальном в моей жизни... мне казалось у меня все хорошо. Но складывалось впечатление, что все равно "все" не в порядке. Чуть позже оно вылезло из темного угла, да, не все было в порядке - разве такое вообще возможно, чтобы "все" было в порядке. Но боюсь заранее понять это все равно было бы никак, только в процессе жизни. В это же время, западая на хорошее западное кино я все больше не понимала - там, в кино, на Западе, у которого я "должна учиться" люди живут как живут, потом что-то случается и они в этом разбираются, по своему (сообразно своей культуре) но разбираются. А у нас, похоже, надо все заранее знать или ты .... "грязь", с добавкой "типичная русская", "здесь таких много" - "болото". А еще пока у нас "Европа не наступит" мне получается и в полицию не ходить... ведь я "сущностно" не способна? А если я "сущностно" не способна - то скорее всего мне вообще никогда ничего хорошего и не светит. Я хочу сказать, что этот разговор в принципе велся с хорошими погрешностями, но тогда их понять было сложно. И все же этот разговор срабатывал, он как бы становился преградой для какого-либо внутреннего движения: тебя постоянно одергивают, ты постоянно смешон и жалок, ты постоянно чего-то "большого и прекрасного" не понимаешь - одним словом - брак, а не человек.
Я много лет слушала "Школу злословия" Т. Толстой и А. Смирновой, которые очень любят обращения к русским классикам, поэтому у меня лично складывалось впечатление, что я вообще в жизни чего-то не понимаю и "очень далека"..
И вот этот разговор - о том, Россия это Недоевропа или "с ней Бог" стал слышен все отчетливее.
Прочитав статью Платона Беседина "Путин и "внутренний Крым" я ощутила как во мне растаял "внутренний упрек" во всех мыслимых и немыслимых грехах - "сущностный упрек". А потом задумалась.
- Автор говорит, что Крым "воссоединился" с Россией потому, что это был реванш русской культуры, ответ Западу на попытки поставить в рабское положение Россию и с 90-х "лепить" здесь нового "западного" человека, стирая русскую идентичность, подобно тому как в советское время лепили нового советского человека. Причем лепить весьма неумело, как шить супер джинсы на фабрике в Уфе, с "торчащими нитками", потому как по "личным и коллективным причинам" это невозможно, "переделать" культурно человека. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией автор сравнил ни много ни мало со Сталинградской битвой, развернувшей ход Великой Отечественной войны в момент наибольшего давления. Сегодня было сначала нападение НАТО на сербов в Югославии (когда Россию даже не поставили в известность), потом провокация Саакашвили (война 08.08.08), который помогал Западу лепить образ России-агрессора и вот Евромайдан, который понятно почему был болезненнее всего предшествующего. Вроде бы это легко понять, если задуматься: у украинцев и русских фактически одна культура, один язык, это действительно братские народы. Поэтому то, что украинцы оказались в оппозиции к России, стали участниками вот этой игры Запада, который преследует здесь сугубо свои разрушительные цели - это действительно был такой серьезный наезд на Россию: не первый, но самый серьезный. Поэтому возвращение Крыма и Севастополя в Россию в этот момент есть реванш русской культуры, а Крым и Севастополь становятся символом победы и своеобразным сакральным местом. Но это победа не окончательная, по мнению автора статьи - нужно еще построить "внутренний мост", между "материковыми россиянами и "островными" крымчанами.
* * *
Получается, что в какие-то особые моменты наивысшего давления - в русском человеке рождается его великая Русская культура, которая даже в Советском Союзе не смогла быть потеряна окончательно. - Она проснулась и победила фашизм. Можно продолжать утверждать что войну выиграл Сталин... но вообще-то ее выиграл народ. Можно вернуть Крым, отодвинув этим от себя прозападные настроения - это, правда, сделал один человек, Путин. Но.. что такое русская культура скажем так в повседневности?
П. Беседин говорит, что в борьбе "внутреннего Запада" (который вызревал все эти годы) и "внутреннего Крыма" в людях должен победить "Крым", с чем я согласна. И победить он должен во всех, включая и простых людей и чиновников.
Мне интересно как этот вопрос чувствуют обычные люди - принадлежность к своей культуре?
Вот я живу в Санкт-Петербурге, городе-герое, пережившем блокаду. Я не первый год слышу о том (и сама очень хорошо теперь знаю) как "Пятерочка" выбрасывает на помойку просроченные продукты, которые можно было передать тем, кто в них может нуждаться. Передать заранее, потому как это почти одно и то же количество каждый или через день и можно подгадать, сколько продуктов очевидно не купят.
А как же Внутренний Ленинград?
Ведь, в городе, защищая который от голода у станка умерли тысячи, которые до последнего отстаивали ту самую победу (культуру, Бога, Совесть - здесь каждый может поставить свое, но по существу между ними нет никакой разницы) - вот такое отношение к еде воспринимается как полное наплевательство... на свою собственную культуру (на Бога, на Совесть...), на тех кто не пожалел жизни, чтобы ее чувствовать, ведь для многих из них это стал последний рывок. Но они не стали прятаться, беречь силы.. чтобы протянуть побольше и дождаться, что кто-то принесет им готовую победу. Каждый из них понимал - что победа невозможна без его личного участия, какой бы не оказалась цена.
Помню как я шла от метро в разгар коронавируса, возвращаясь из больницы (дата была вокруг Пасхи) и с удивлением увидела изображение Ксении Блаженной, которую просили "заступиться". Этот город давно знает про Ксению Блаженную, юродивую, которая здесь действительно жила и действительно похоронена, но только сейчас к ней обратились как-то так открыто, от имени всего города, а не так чтобы у нее на могиле помолиться. Но при этом посмотрите какая "бумажка" висит под ее плакатом -
Еще больше этих "бумажек" было сразу около метро да и везде по городу они висят открыто и не только в кризис -
....
Я не смогла найти, что значит "в России жить остр`о", кто это сказал. - Все что в последнее время о русских классиках говорили их выродившиеся потомки или обыватели либерального толка все равно придется переосмыслить, потому что контекст оказался перевернут. Но, наверное, имелось ввиду именно это - в общем гвалте варварской атмосферы здесь, в России может победить, быть услышан только голос Бога, когда его слышит и выражает сам человек. Поэтому тем, кто Его слышит - бывает жить остр`о: во вне-военные времена, когда Бога по одиночке ищут и в военные, когда, как известно, по-одиночке умирают, за Него.
Россия - одновременно и варварская страна и та, о которой сказано "Есть такая страна - Бог. Россия граничит с ней". Разве Бог не спустился в самый ад, чтобы спасти грешников? В России эта тема выражена наиболее прямо - найдешь Бога сможешь победить свои невзгоды или, например, совершить культурный реванш. Не найдешь - даже будь ты действительно пострадавший (например в юридическом контексте в своей частной жизни) - фиг тебе закон поможет.
Однако нет никакого лимита на количество тех, кто мог бы слышать в себе Бога, или Совесть или Правду, а особенно тогда, когда русская культура переживает действительно кризис, почти в любых своих проявлениях и во всех сферах жизни. Эти безвкусные ток-шоу, фильмы ни о чем, и просто люди, которые уныло перелистывают новости о том, как пятеро детей вышли к соседям из-за голода, до того наблюдая как 2 дня их побитая отчимом или отцом мать умирала у них на глазах - "а..., неблагополучная семья, там всегда так". Нет никакого запрета, чтобы Бога искали только "простые" люди, а не чиновники, полицейские, которые могут считать себя "русскими".
Мне кажется вокруг как-то очень много равнодушия и чего-то что действительно пришло с Запада: главная забота свое личное материально благополучие, которое даже если не любой ценой - этого, ведь, все равно мало. Но такое устремление стало почти "законным", - главным смыслом.
Нет лимита на то, чтобы слезть с дивана раньше, чем жаренный петух клюнет, потому что вполне пора по личным и коллективным причинам...
Ссылка на статью "Путин и "внутренний Крым" на сайте "Ум+".