Найти тему
Красота & дичь

А нам говорят, что Волга впадает в Кас... в Каму?

...а я говорю, что долго
Не выдержу этого горя"
(с) Юрий Энтин

Впервые о том, что Волга впадает в Каму, а не наоборот, я услышал в детстве от жителей деревни неподалёку от камского Воткинска. Тогда эта идея показалась мне, "коренному волжанину", местечковым патриотическим мифом и я отнёсся к ней со скепсисом и терпением. Но через несколько лет, увлёкшись историей великой русской реки, уже вынужден был признать, что патриотическая сказка имеет все основания являться географической реалией.

Разумеется, чтобы разобраться в этом вопросе нужно выбрать ту точку зрения, с которой мы к нему подходим. Если ум у нас критический, а не романтический, то в вопросах географии рек мы должны обратиться к такой науке как гидрология. И если мы к ней обратимся, то увидим следующие критерии определения главной реки и её притока: возраст, высота истока, полноводность, длина и количество притоков к моменту слияния, характер впадения. В таблице ниже приведены эти данные:

-2

Почему же, скользя пальцем по карте, мы проводим синюю линию Волги от Ржева до Астрахани, а не прерываемся в месте её слияния с Камой чуть ниже Казани? В литературе можно встретить два аргумента. Чуть более скромный, но более научный состоит в том, что до поднятия уровня рек в послевоенные годы, Волга, в месте слияния, по некоторым данным, всё же была полноводнее Камы (что ж, по этому показателю споры могут идти вечно, ведь полноводность обеих рек во многом определяется количеством осадков в регионах их протекания). Второй аргумент решающий, наглый и к гидрологии отношения не имеет. Как вы уже, наверное, догадались, это аргумент "исторически так сложилось".

Именно Волга в "историческое" время стала частью известного в России пути "из варяг в греки", и ряда других транспортных маршрутов, соединяющих север и юг Европы, Европу и Ближний восток. Возможно это прозвучит оскорбительно для патриотов автохтонного населения Прикамья, но с точки зрения путешественников древности, занимавшихся в основном торговлей и грабежом, Кама была менее экономически привлекательна и сворачивать на неё смысла особого не имело. Тянулись века и старый торговый путь обрастал культурным мхом: сказками и песнями, картинами и кинофильмами.

-4

Куда теперь Каме бороться за гидрологическую справедливость! А Волга, между прочим, по тем же причинам не прервалась и чуть раньше: на месте слияния с Окой под стенами Нижегородского кремля. На этом примере мы видим, что культурологическая точка зрения на объекты географии берёт верх над, собственно, географическими аргументами, что с одной стороны путает и создаёт ощущение несправедливости, с другой - заставляет гордиться богатым культурным и историческим наследием. Вот в таком дуалистичном мире мы живём!

Сонет на слияние Волги и Камы, в двадцати верстах от Самары
Приблизьтесь к нам скорей! Причин для страха нет!
О нимфы пермские, о гордые княгини,
Пустынных сих брегов угрюмые богини.
Здесь тень да тишина. И солнца робок свет.
Вступите на корабль, дабы принять привет
От нас, кто на устах у всей России ныне,
Голштинии сыны, мы здесь — не на чужбине:
Незыблем наш союз и до скончанья лет!
О Кама, бурых вод своих не пожалей!
Ковшами черпай их и в Волгу перелей,
Чтоб нас песчаные не задержали мели.
И Волга, обновясь, свой да ускорит бег,
Призвавши благодать на тот и этот брег,
Чтоб глад, и мор, и смерть их ввек терзать не смели.
(с) Пауль Флеминг, немецкий путешественник XVII века в переводе Льва Гинзбурга. О кулинарной стороне путешествия Флеминга, сопровождавшего Адама Олеария можно прочитать тут.