Найти тему
Смысловой Штурм

Массовое высшее образование в России планируют ликвидировать

Оглавление

Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков в недавнем интервью В.В. Познеру высказал мысль о том, что в России сложилось постиндустриальное общество, и поэтому массовое высшее образование неактуально. Мысль свою он раскрыл не очень подробно, но отметил, что оно вместо массового должно стать индивидуальным. Например, студенты сами должны выбирать те предметы, которые им понадобятся в дальнейшем, сами должны строить свою специализацию.

Совсем не понятно, откуда студент может знать, что ему понадобится в будущем, ведь он не знает, где будет работать. В советские времена было распределение и разнарядка на нужные специальности. Поэтому вузы имели определенный план. Сейчас никаких планов нет. Вузы сами толком ничего не знают, а разрозненные работодатели и подавно. Кроме того, выпускники были что называется широкого профиля, то есть выбор при трудоустройстве был довольно широк. Сейчас предлагается сделать узкоспециализированных выпускников, которые не смогут сделать ни шага в сторону без дополнительного уже платного образования.

Упразднение массового высшего образования

Вообще все эти разговоры об упразднении массового образования хоть школьного, хоть высшего, вызывают тревогу. Объясню почему.

Зачастую под благовидными предлогами создать чудо-систему получения индивидуальных знаний, раскрывающих якобы способности каждого конкретного учащегося, происходит элементарное упразднение в принципе доступного образования.

Например, убирают из программы часть предметов, как бы ненужных. И учащиеся просто лишаются возможности повысить свой уровень знаний по этим предметам. Или вовсе через сомнительные тесты вдруг решают, что данный конкретный учащийся не достоин учить какой-либо предмет или достоин учить этот предмет на низком базовом уровне.

То есть при индивидуальном подходе выбор осуществляет не человек, оцениваются не его конкретные успехи, которые проявляются в процессе длительного многогранного обучения. Всё это происходит по воле третьих сомнительных лиц, цель которых - меньше потратить на образование граждан, меньше граждан допустить к качественному массовому образованию.

Переход высшего образования на дистанционное обучение

Так же Фальков уверен, что необходим частичный переход высшего образования на дистанционные рельсы. Причина - перегрузка преподавательского состава (800-900 часов). Правда, он не сказал, что такая нагрузка у преподавателей из-за того, что платят мало, и что бы хоть что-то заработать приходится такую нагрузку на себя взваливать.

Были озвучены заработные платы университетских преподавателей. В среднем преподаватель зарабатывает в год 500-700 тысяч, а ректор порядка 7 миллионов. Это гигантский разрыв. Такая проблема действительно существует. Как предполагается решать - опять нет никаких планов. Единственное, что Фальков сказал, это то, что меньше зарабатывают те преподаватели, которые не задействованы в науке. Нужно объединять сектор науки и сектор высшего образования.

Российски вузы - для иностранцев

В планах - сделать российские вузы привлекательными для иностранцев.

Сейчас только один вуз - Московский государственный университет - выходит в Топ-100 вузов мира (74 место). В сотню лучших входят 27 американских, 17 английских и 5 китайских вузов.

Совершенно понятно, что для иностранцев предполагается платное обучение. Увеличение платных мест скорее всего произойдет не за счет увеличения мест в принципе, а за счет уменьшения бюджетных мест. Но об этом замалчивают.

И как ни парадоксально, во всех проблемах Фальков обвинил граждан, так как граждане не готовы к изменениям в системе образования.

Читайте также:

ЕГЭ 2020: итоги предсказуемы

Нарушение Конституции в сфере образования и необходимость поправок