Найти тему
Известия

«У моей дочери больше никогда в жизни не будет такого лета»

Питер Каттанео уверен, что снять фильм, над которым люди будут смеяться, гораздо труднее, чем драму. Считает хор символом единства и переживает за тех, кто не сможет сохранить работу. Об этом режиссер рассказал «Известиям» перед выходом на онлайн-платформах своего нового фильма «Почти знамениты» — о хоре жен военнослужащих.

Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

— Тема, за которую вы взялись, не самая популярная — наблюдать за военными подвигами мужчин гораздо интереснее, чем за тихой жизнью их жен. Не опасаетесь, что зрителей ваш фильм не заинтересует?

— Нет, меня лично эта тема сразу привлекла. Я узнал о хоре жен военных из документальной картины, которую посмотрел по телевидению, и понял: если это интересно мне, будет интересно и широкой публике. На этапе подготовки сценария мы пообщались со многими женами военных и постарались включить в сюжет их реальные истории. Одна из женщин, например, в деталях описала нам, что происходит, когда кто-то из солдат погибает. В фильме показана вся цепочка — начиная с того, кто и как должен сообщить об этом семье военнослужащего, и до того, как доставить и похоронить погибшего. В картине есть момент, когда Джесс, одна из героинь, говорит, что если вдруг раздастся страшный стук в ее дверь, она хочет, чтобы в квартире всё было прибрано. Всё это жизнь, поэтому не может не трогать.

Кадр из фильма «Почти знамениты»                                                                                                                    Фото: Ingenious Media
Кадр из фильма «Почти знамениты» Фото: Ingenious Media

— Главную роль сыграла знаменитая Кристин Скотт Томас. Почему выбрали именно её?

— До картины я не был с ней знаком, но знал, что она из семьи военных — в детстве даже жила на военной базе. Подумал, что ей, вероятно, будет интересно поучаствовать в этом проекте и не ошибся. Было любопытно наблюдать, как она работала со сценарием — в некоторых местах Кристин подходила к нему весьма критично. Если ей казалось, что необходимо внести изменения, актриса за них боролась и в конце концов отстаивала. Но делала это не для того, чтобы подтвердить свой авторитет — все замечания были по делу. Был еще один удивительный момент: я привык считать ее артисткой серьезного амплуа, но она очень удачно работала и в комедийных сценах.

— Есть мнение, что большая актриса, к тому же красавица — это всегда тяжелый характер, особые требования. Кристин чем-то отличилась в этом плане?

— Не могу сказать, что во время съемок перед нами возникла «дама Кристин». Это была просто одна из актрис съемочной команды. Позже она говорила мне, что прекрасно провела время, ей всё нравилось. Временами сравнивала наши съемки с гастролями театральной труппы, настолько был сплочен коллектив.

Кристин Скотт Томас                                                                                                                                            Фото: Global Look Press/imago stock&people
Кристин Скотт Томас Фото: Global Look Press/imago stock&people

— Вы расстроились, что фильм вышел на онлайн-платформах, а не в кинотеатрах?

— Расстраиваться нет смысла, кинотеатры закрыты. К тому же основная аудитория картины — люди среднего и старшего возраста. Думаю, даже когда кинотеатры откроются, пройдет еще какое-то время, прежде чем они пойдут в кино.

Конечно, фильм лучше смотреть на большом экране, где игра актеров выглядит более рельефно — и хорошо, что мы успели показать его на нескольких фестивалях. С другой стороны, оказалось, что тема картины прекрасно ложится на ситуацию, в которой мы все оказались. Люди не могут принимать участие в массовых мероприятиях, но при этом могут посмотреть фильм о том, как важно быть вместе и поддерживать друг друга. Хор, как символ единства, весьма релевантный образ в эти времена.

— Кстати, о нынешней ситуации. Как чувствуют себя жители Британии?

— Дела у всех по-разному, в зависимости от обстоятельств. Вообще сейчас трудное время, особенно для тех, кто чувствует, что не сможет сохранить работу. Многие компании пересматривают свое отношение к бизнесу, определяют, какие сотрудники для них действительно важны, а с кем можно расстаться. Очень и очень многих людей заботит проблема безработицы и финансовый вопрос.

Другую категорию составляют те, кто знает, что с их работой ничего не произойдет — несмотря на кризисную ситуацию, они в относительной безопасности. Эти люди в каком-то смысле наслаждаются происходящим: коротают дни в своих домах и садах.

— В каком состоянии находится британская киноиндустрия?

— Ситуация непростая, многие представители отрасли сильно волнуются. Что касается меня, пока я работаю над новыми сценариями дома. Такая возможность есть далеко не у всех. В самом тяжелом положении оказались актеры — они с нетерпением ждут, когда начнут сниматься. Трудно приходится независимому кино. Такие гиганты, как Netflix, BBC, Amazon, могут застраховать себя, а небольшим компаниям проблематично найти средства и возможности, чтобы перезапуститься после локдауна. Но, поговаривают, что свет в конце тоннеля уже виден, производство некоторых картин готово к запуску. Это должно произойти в июле-августе.

Фото: Global Look Press/Martyn Wheatley/Keystone Press Agency
Фото: Global Look Press/Martyn Wheatley/Keystone Press Agency

— Есть данные, сколько средств потеряла киноиндустрия в Британии?

— Нет, но ситуация в целом такая: плохо тем, кто в этой индустрии является самозанятым, а таких в Великобритании подавляющее большинство. Если фильмы снимаются, то они работают и получают зарплату, если съемки заморожены — остаются на мели. Конечно, правительство пытается их поддержать, но положение дел далеко от идеального.

— Как думаете, сюжет про пандемию найдет отклик в мировом кинематографе?

— Не думаю, что тема коронавируса станет популярной. Все хотят поскорее выйти из этой ситуации и забыть о ней. Вероятнее, что вследствие пандемии появится множество фильмов, где действие будет происходить в ограниченном пространстве с небольшим количеством актеров. Но вряд ли сюжет будет посвящен именно коронавирусу. Я бы уж точно не хотел сейчас пойти в кино и смотреть фильмы о пандемии. Спасибо, с меня довольно.

— А если бы вам предложили снять о пандемии фильм? О чем бы он был?

— Наверное, о собственном опыте. Рассказал бы о своей семье, о том, как другие семьи воссоединятся после локдауна. Нам приходится быть очень терпеливыми. Взять, например, мою дочку, ей 17 лет. У нее больше никогда в жизни не будет такого лета, ведь лето в 17 — это совершенно особая вещь. Но она этого лишена. Нужно быть очень терпеливым и мужественным, чтобы достойным образом через это пройти.

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

— Если бы не пандемия, приехали бы в Россию представлять свой фильм?

— Да, я должен был приехать на премьеру в Москву, но не поеду, мне жаль. Увы, думаю, нам придется еще какое-то время подождать, прежде чем такого рода поездки станут возможны.

Я никогда не был в России, но всегда хотел побывать, ведь это родина Андрея Тарковского. У нас все знают его фильмы, мы изучаем их в киношколах. Еще для меня важен Сергей Эйзенштейн. Над моим первым студенческим фильмом я работал с помощью изобретенной им монтажной техники.

— Ваш фильм «Полный Монти» завоевал более десятка крупнейших кинопремий. Как думаете, в чем был секрет успеха этой картины?

— В том, что она появилась вовремя. Это конец 1990-х: конец индустриальной эпохи, кризисный момент для мужчин, работавших на производстве. Ситуация, в которую попали главные герои, оказалась близка разным обществам по всему миру.

Кадр из фильма «Полный монти»                                                                                                                                Фото: Fox Searchlight
Кадр из фильма «Полный монти» Фото: Fox Searchlight

— Картина была номинирована на «Оскар», но не получила его. Как считаете, «Оскар» — это справедливая кинопремия?

— Отвечу так: мне кажется, что эту награду чаще должны получать комедийные фильмы. На премии «Золотой глобус», например, есть специальная номинация для комедий. Чтобы получить «Оскар», есть негласный список критериев. Если все они присутствуют, у фильма есть вероятность победить. Но при этом речь не идет о комедийных картинах. А ведь это очень сложная задача — снять фильм, над которым люди будут смеяться.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Питер Каттанео — английский режиссер. Окончил Королевский колледж искусств в 1989 году. Был номинирован на премию «Оскар» в номинации «За лучший короткометражный фильм» за картину «Дорогая Рози» (1990). Дебютировал в полнометражном кино, сняв фильм «Полный Монти» (в российском прокате «Мужской стриптиз»,1997), имевшем огромный успех как в Великобритании, так и за рубежом. Комедия с бюджетом в £3 млн собрала £160 049 344 в прокате и была номинирована на «Оскар» в нескольких категориях.