Прочитал книгу Роберта Сапольски «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки». Это не первое мое знакомство с этим автором. Примерно год я слушаю его лекции в Стенфордском университете. Признаюсь честно, что некоторые лекции я прослушал уже по пять раз и каждая из них приводила к серьезным дополнительным проработкам.
Эта книга в общем использует и тот материал, что звучал на лекциях. Поэтому мне было несколько проще. Хотя признаюсь честно, что книгу я читал месяц.
Это говорит о том, что материал книги поистине огромен. Это касается не только тысячи страниц, но и содержание. Более того в книге есть приложения по теме. Приложения представляют собой полноценные учебные курсы: «Основы микробиологии», «Основы эндокринологии», «Основные сведения о белках». Эти приложения стали для меня очень полезными. Особенно для понимания его лекций.
Сама по себе книга, не смотря на системность изложения, не открывает каких-то новых горизонтов. Материал, на котором она написана, хорошо известен. Например, Сапольски много раз возвращается к психологическим экспериментам, когда детям давали зефир и обещали дать второй если они потерпят.
Также он подробно описывает эксперименты, когда люди произвольно назначались арестантами и тюремщиками и до какой жестокости они доходили через месяц. В общем от Сапольски, который провел долгие годы наблюдая за приматами я ожидал большего.
Хотя его рассказ о том, что стало с павианами, которые питались из мусорной кучи после того, как самые агрессивные из них заразились туберкулезом и умерли был очень интересен. Не менее интересен был его рассказ о том, что часто павианы на охоте вдруг переключаются с погони за жертвой на своих сородичей, которые бегут за ними и начинают тех избивать.
Основным лейтмотивом книги является фраза «все сложно». Гены ничего не определят и вообще играют роль, которая едва ли больше, чем незначительная. Важно, как ведут себя гены в тех или иных ситуациях — факторах окружающей среды. Биологический или скорее молекулярный механизм этого описан подробно.
Даже не пытливый читатель поймет, что такое фермент сплайсинга или почему значение фактора транскрипции является определяющим. Третий важный фактор — случайность. Он описан несколько хуже и автор, определяя его важность тем не менее не использует его так же подробно, как гены и влияние окружающей среды.
В конце, наверно надо порассуждать о том, что Сапольски до 14 лет принадлежал к ортодоксальной иудейской общине и получил прекрасное религиозное образование. Возможно, именно это позволило ему добиться выдающихся успехов в науке.
Полностью статью можно прочитать здесь.
Подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайк!