Найти тему

ГИБДД, ПДД, ДПС, ГАИ: что важного хранят эти аббревиатуры?

Как вы думаете, сколько лет в России существуют правила дорожного движения? А с какого момента всех пассажиров обязали пристегивать ремни безопасности? 😏 Всего этого не было, если бы в далеком 1936 году Совет народных комиссаров СССР не утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР», а если проще – всем известной службы ГАИ.

За 84 года своего существования инспекция прошла немало: от разделения своих полномочий с милицией до образования собственного подразделения ГИБДД. Давайте вспомним историю создания этого органа и поймем, насколько далеко мы продвинулись в технологиях как автомобилестроения, так и безопасности управления им🚓

Регулировщик, середина 1940-х годов https://diletant.media/upload/medialibrary/877/877a13527c7493f4d55d3f63bfd11d1c.webp
Регулировщик, середина 1940-х годов https://diletant.media/upload/medialibrary/877/877a13527c7493f4d55d3f63bfd11d1c.webp

Самые первые правила поведения на дороге были следующими: пешеходы должны уступать дорогу ручной повозке, повозка — извозчику, извозчик — автомашине, а автомашина общего значения — всем машинам специального назначения и автобусу.

Новые правила разработали только к 1940 году, а вместе с ними появился единый образец водительского удостоверения, правила учёта транспортных средств и техосмотра.

В период Великой Отечественной войны сотрудники ГАИ были заняты, прежде всего, мобилизацией автотранспорта, а также многих сотрудников призвали на военную службу.

Известно, что в первые послевоенные годы ГАИ делила свои функции с милицией. В это время 2 ведомства работают над обновлением порядка учета дорожных происшествий, правилами по учету автомобильного и мотоциклетного парка СССР, создают «Наставление по надзору за техническим состоянием и использованием автотранспорта народного хозяйства СССР» и «Положение о квалификационных комиссиях Госавтоинспекции управлений милиции УМГБ-МГБ». Учреждается Комиссия общественного контроля за техническим состоянием автомобилей, в автотрестах и крупных автохозяйствах введены должности старших инженеров и инженеров по безопасности движения автотранспорта, разработан Устав патрульно-постовой службы, актуальный до настоящего времени.

Будка регулировщика ОРУД, 1956 год https://diletant.media/upload/medialibrary/f56/f56e929292bdebf06dfaa0156b8fdaef.webp
Будка регулировщика ОРУД, 1956 год https://diletant.media/upload/medialibrary/f56/f56e929292bdebf06dfaa0156b8fdaef.webp

С 1950 года ГАИ стала единолично отвечать за дорожное ведомство. В 1956 году произошло первое ужесточение правил: водителей стали лишать прав за вождение в нетрезвом виде. В 1959 году правила дорожного движения были приведены в соответствие с международными стандартами.

В 1966 году было образовано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка СССР, в дальнейшем ставшее МВД СССР. А в следующем году Отдел Госавтоинспекции МВД СССР преобразован в Управление Госавтоинспекции МВД СССР.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов с появлением новых, массовых моделей легковых автомобилей, в структуре ГАИ происходит выделение отдельных подразделений для: дорожно-патрульной службы, регистрации транспортных средств, техосмотра, организации движения, экзаменационных действий для приёма экзаменов у водителей. Основной функцией ГАИ декларируется борьба с аварийностью. Были введены единые образцы бланков водительских удостоверений, образцы технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта. На всей территории СССР отныне действуют единые правила регистрации и учета автотранспорта; правила проведения технических осмотров; методы учета дорожно-транспортных происшествий; порядок присвоения квалификации водителя автотранспорта и городского электротранспорта.

Со второй половины 60-х бурно развивалась отрасль обеспечения городов, рабочих поселков и других населенных пунктов базовыми техническими средствами регулирования уличного движения. 7 октября - 8 ноября 1968 года в Вене состоялась конференция ООН по дорожному движению, на которой были приняты международные конвенции о дорожном движении и дорожных знаках и сигналах. В работе конференции участвовали делегации СССР, Белорусской и Украинской ССР.

В 1969 году были разработаны типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения, которые стали непосредственными предшественниками современных подразделений ДПС и дорожного надзора. Возникает Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ), основное назначение которого - профилактика аварийности среди индивидуальных владельцев. Для более безопасной езды последних впервые было принято решение об оснащении ремнями безопасности легковых автомобилей и, позднее, решение об обязательном порядке применения ремней безопасности на переднем сиденье.

10 августа 1978 года Постановлением Совета Министров СССР № 685 утверждено единое для всей страны «Положение о Государственной автомобильной инспекции». Впоследствии Управление Госавтоинспекции МВД СССР преобразовано в Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР.

Патруль ГАИ в олимпийской Москве, 1980 год https://diletant.media/upload/medialibrary/e25/e257eb3823dedfe4b9a7de861e217711.webp
Патруль ГАИ в олимпийской Москве, 1980 год https://diletant.media/upload/medialibrary/e25/e257eb3823dedfe4b9a7de861e217711.webp

С 1989 года начинается создание общегосударственной информационно-поисковой системы учета транспортных средств, водительских удостоверений, случаев нарушений правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий и др.

С 1990 года приоритетная функция ГАИ – госконтроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. А также обеспечение общественного порядка, борьба с преступностью. В течение последующих лет с Госавтоинспекции были сняты устаревшие организационно-хозяйственные функции, и ГАИ утвердилось в своем современном правовом статусе. В это время вводятся российские паспорта транспортных средств и свидетельства о регистрации, новые типы водительских удостоверений (пластиковые карточки), новые Правила дорожного движения, регистрационные знаки современного стандарта.

В 1998 году ГАИ была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД МВД Российской Федерации). Аварийность на автомобильном транспорте превратилась в серьезнейшую проблему: к началу XXI века Россия вступила в стадию «взрывного» роста автомобилизации при недостаточной пропускной способности улично-дорожной сети. Был зарегистрирован катастрофический прирост по основным показателям аварийности и осознана трагическая роль «низкой культуры поведения на дорогах. Образовался также кризис доверия к структуре и работникам ГАИ. В руководстве структуры возникает понимание необходимости глубоких реформ, которые состоялись в 1998-2000 гг.

Происходит обновление ГИБДД – уточняются зоны ответственности госструктур, создаются системы наиболее полного контроля, цивилизованные формы исполнения решений о взыскании штрафов, восполнение правовых пробелов. Начинается создание комплексной системы воспитания законопослушных граждан в сфере дорожного движения.

Краткую версию материала читайте на нашем Telegram-канале!