Что же плохого в осуждении? Меня родители тоже осуждали и ничего, вполне себе человек вырос! 😎
Начнём, пожалуй, с разбора самого понятия «Осуждение».
«Что» это и «как» это?
Прекрасно известно, что никакой человек не может нравится абсолютно всем. Это вполне естественно и мы на это даже не обращаем внимания. Ведь, что такого в том, что мне не нравится сосед, ставящий свою машину под моё окно и уходящий после этого в другой конец дома, где полно свободных мест?! Да в сущности — ничего. Чуждо ли мне нахмуриться и, увидев две двойки у своего ребёнка в дневнике за один день, потерять доброе расположение духа? Опять таки нет. Ну а дать по заднице сыну, если он в свои 8 лет пытается фривольно себя вести? Нет, конечно!
Но вот вспомните свои похожие ситуации. У вас после них настроение на высоте? Вы себя прекрасно после них чувствуете?
А это и есть проявление осуждения.
Последствия его всегда заставляют человека упорно видеть худшее во всём, делать особый акцент на дурном и не замечать добро, которое всегда стоит рядом с этим дурным.
А есть ещё такая вещь, как — рассуждение.
Осуждение и рассуждение — разные вещи. И если с рассуждением человек будет частенько попадать в цель. То с осуждением человек будет всегда бить мимо цели. Чувствуете разницу?
Дак что же есть осуждение? Ответ дам, как всегда, с помощью примера:
- «Твои друзья все, как один, двоечники и никакого будущего у этих бездарей нет! Ты хочешь быть, как эти болваны?»;
- «Ты ведёшь себя, как... гадина...»;
- «Ты такой глупый!»;
- «Мне не важно какие оценки у твоих одноклассников! Мне важно какую ты оценку принесёшь.»; (здесь скрыто осуждение и непринятие проблемы)
- «Вот, ты у меня дурак или как?».
Никогда не переходите на личности. Важно не вердикт вынести, важно принять ситуацию и обсудить её. Что будет, если продолжать, с точки зрения взрослого судьи, вершить суд на ребёнком? Ребёнок вырастет и сам станет вершить судьбы и вашу в том числе. Особенно вашу! Ребёнок будет видеть виновных вокруг себя, всё, чем он будет заниматься, в отношении тех людей, что не будут схожи с ним, — поиск их вины. Свою же вину он не станет признавать. Не потому что он плох или глуп, он просто не знает, что в ответе за его поступки ОН сам.
Рассуждение помогает существовать человеку в мире. С помощью рассуждения человек доходит до сути происходящего с помощью логики, знаний, чувств.
Примеры из школьной жизни:
- «Ты принёс двойку? Что ж... Расскажи мне в чём причина её получения. Давай рассмотрим причину и разберём её.»;
- «Не думай, что если ты ошибся — это плохо. Подумай как твоя ошибка может тебе помочь избежать подобного в будущем.».
Такое общение позволяет развивать мышление и находить разные стороны сложившихся ситуаций. Здесь нет осуждения и нет виновных. Вы хоть раз видели здравомыслящего, радостного осуждённого на свои деяния? Нет таковых. Они все переживают следствия своего греха.
Важно чтобы рассуждение не переросло в осуждение.
У детей пытливый ум. Ни в коем случае не осаживайте жёстко ребёнка, иначе неизбежны такие картины... А за ними серьёзные последствия.
Узнавайте мнение ребёнка о том, что его волнует. Не обзывайте и не осуждайте его друзей. Разбирайте поведение его круга общения и устанавливайте причинно-следственную связь.
Пример, как следует рассуждать на тему поведения друзей ребёнка:
«Дима ведёт себя так... Из-за того-то и потому-то... Как бы ты себя повёл на его месте?».
И как не надо этого делать:
«Дима ведёт себя так... Потому что он обиженка и семья у него проблемная. Не веди себя так же, у тебя же нормальная семья».
Так говорить не стоит. Ребёнок увидел, что его друга оскорбили и это его самого ранило. Зачем слушать того, кто делает больно?!
Родители идут рядом с ребёнком, а не ведут за руку его по жизни. Запомните это.
Все фотографии взяты из открытых источников в интернете