Мусор, мусор, мусор. Вся наша прелестная окраина Эдинбурга буквально тонет в мусоре. Человек 10 волонтеров практически каждый день выходит на чистку берегов озера и окрестностей.
В Шотландии продолжается карантин в смягченной форме, который включает в себя радиус путешествий в 5 миль. Для Эдинбурга – это как раз Балерно. С красивыми маленькими теплыми озерами, соснами, дорожками, убегающими в горы...
Разумеется, что как только людей выпустили из квартир, они ломанулись гулять. Ходить, дышать, ходить, дышать – вот она оказывается, настоящая роскошь! Выпустить побегать детей, самим лечь на траву, почувствовать на губах вкус солнца! На пикник, на пикник!
В первый же день «смягчения» машины забили всю парковку, въезды на фермы, узкую дорогу, все улицы поселка, ведущие к озерам. Берега были усыпаны семьями, компаниями, смех и музыка не смолкали и это было так здорово и радостно, как в до карантинные времена.
Радовались мы до следующего раннего утра. Пока не вышли на берега. Дальше рассказывать, не?
Конечно, большая проблема была в том, что единственный туалет на входе в национальный парк закрыт – чтобы никто не заразился короной. А небольшие урны у домика на входе оказались забиты в первый же час. Городские службы пока работают в режиме лайт, а веселые шашлычные компании – в режиме бум.
«На природу» устремились люди, которые в обычной жизни проводили время в торговых центрах, пабах и кафе. Они привыкли, что можно прийти в стерильно чистое, намусорить, а специальный человек вернет это все в исходное состояние. Мамы, оставляющие грязные подгузники на пеленальных столиках, на траве, берегу – где придется. Развеселый молодняк, для которых метко кинуть стеклянную бутылку в ствол дерева – лихость. Девушки, которые не собираются пачкать пальчики преметами личной гигиены. Владельцы собак, которые считают, что сдвинуть экскременты в сторону с дорожки – это то же самое, что убрать за любимцем. Им пофигу, что местные жители уже с дорожки сойти не могут, чтобы не вляпаться.
У этих людей просто нет привычки убирать за собой – и если вы думаете, что это чисто русская проблема, то конечно, нет. Хотя сильно заметны упаковки от польских сосисок и банки с арабскими названиями – может, просто в глаза бросаются.
Группа волонтеров Pentland Hills Friends переключилась с обычных занятий – прокладки дорожек, поддержки мостиков и оград – на уборку мусора.
Другая группа волонтеров, A70 pickers, поделила дорогу на отрезки и еженедельно выходит на уборку.
Но, конечно, даже они бы не справились, если бы не мой сосед Чарльз, который каждое утро выходит с черным мешком и специальными длинными щипцами и собирает мусор вокруг озера. Вот такая миссия у человека, необъявленное монашество.
Никто не дает этим людям дополнительные контейнеры для мусора, никто не поддерживает их на государственном уровне.
Но, оказывается, нашим волонтерам еще повезло. А вот добровольные уборщики мусора в главном городском парке Meadows вышли в понедельник 5 утра, чтобы убрать парк. Битые бутылки, ножи, фольга, пластик – они были просто в ужасе от небывалого слоя мусора, как будто мы живем не в благополучном богатом Эдинбурге, а на окраине Мумбая.
А неделю назад мы с сыном поднимались на вершину Кобблер, не очень далеко от Глазго. Основная дорога к вершине и площадка наверху тоже завалены мусором. До этой дорожки еще не добрались волонтеры.
Люди, завязывайте уже, а? Брезгливые вы наши, бесценные чистоплюи, которым «не нести же эту грязь домой в чистом рюкзаке».
Власти дорогие, откройте уже какие-нибудь резервации с армией уборщиков для тех, кто ходит на митинги Греты, но не в состоянии поднять остатки своего бутерброда.
И да, для тех, кто не ходит по горам и не знает, как организовать туалет – маленький совочек, ямка, закопать.
И пожалуйста, не надо мусорить!