Относительно будущего России сегодня можно встретить самые полярные мнения. Кто-то относится крайне скептически к возможности ее дезинтеграции, другие, наоборот, считают, что это произойдет чуть ли не завтра (с соответствующими картами раздела).
Есть ли проблема?
Некоторые исследователи утверждают, что языковая ассимиляция народов России зашла очень далеко и что это государство неизбежно превращается в моноэтническую («русскую»), поэтому никакого распада ждать не приходится. В пример приведены три народа. Однако, во-первых, показатели языковой ассимиляции нужно использовать осторожно, ведь речь идет в значительной степени о диаспоре, рассеянной по разным регионам. Она действительно быстро ассимилируется. В остальном ситуация на Кавказе и в ряде других регионов не настолько катастрофическая. Рекордсмены здесь чеченцы в Чечне, уровень владения языком среди которых приближается к 100%. В других кавказских республиках среди местных народов он составляет от 70 до 96 %, во всех остальных сильно отличается от региона к региону – от 10% в Ненецком автономном округе до 98% в Туве.
Во-вторых, идентичность не сводится к языку. Не меньшую, а то и большую роль играет религия, влияют расовые различия, национальные мифы, уклад жизни. Представить себе превращение кавказских народов в» русских " сегодня невозможно. Наоборот, если не трогать диаспору, происходит увеличение доли титульных народов в большинстве национальных республик и округов, причем на Кавказе и в Сибири – весьма значительное.
Моноэтническое большинство сегодня существует в восьми республиках: Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии (кабардинцы – 57 %), Калмыкии, Татарстане, Чувашии и Туве. Кроме того, в Дагестане и Карачаево-Черкесии большинство образуют вместе несколько титульных народов. Вместе с другими (нетитульными) народами «нерусское» большинство существует также В Марий Эл, Башкирии и Якутии.
В этом году, как ожидается, в Якутии перепись засвидетельствует уже абсолютное превосходство якутов. Однако в дальнейшем новых принципиальных изменений в российских регионах в течение ближайших десятилетий не предвидится.
После падения советской власти у многих российских народов возникли или возродились национальные движения. Но далеко не каждый из них имел сепаратистский уклон. Некоторые даже теоретически не могли бы создать государство - по причине их малочисленности или дисперсного проживания. Однако у ряда народов сложились движения, которые ставили целью независимость. Отдельные из них существуют до сих пор, другие пренебрегли или стали более осторожными и смягчили риторику.
Сепаратные настроения в 1990-ых
В 90 - е годы такие движения существовали в следующих республиках:
1. Чечня - провозглашение независимости в 1991 г.; де-факто независимая до 2000 г.
2. Татарстан – курс руководства на независимость до 1994 г.; партия "Согласие" и др.
3. Чувашия - партия Чувашского национального возрождения.
4. Марий Эл - организация "Земля предков".
5. Башкирия – Башкирская народная партия, Союз башкирской молодежи и др.
6. Коми – партия самостоятельности Коми, партия «защитим себя».
7. Дагестан – Партия независимости и возрождения Дагестана.
8. Тува – Народный фронт «Свободная Тува», Народная партия суверенного Тувы.
9. Бурятия - Бурят-Монгольская народная партия и др.
10. Карелия - организация "Карельское движение " и др.
Если говорить о мирном самоопределении, то его сторонники должны были бы сначала выиграть выборы в регионе. Разумеется, в нынешних условиях такой сценарий нереалистичен.
Насколько это возможно при смене режима?
Теоретически, шансы есть только в тех регионах, где большинство имеют представители титульных народов. Вторым условием является наличие независимых традиций. Сегодня под эти условия подпадают только четыре региона: Чечня, Татарстан, Чувашия и Тува. И ситуация, как было сказано, в ближайшем будущем вряд ли изменится. Примечательно, что именно в них сторонники независимости в 90-е находились у власти или чуть к ней не пришли. Недавняя история Чечни и Татарстана хорошо известна. Меньше известно о Чувашии и Туве.
В 1991 г. возник народный фронт "Свободная Тува", ставивший целью восстановление независимости, утраченной в 1944 г. созданная на его основе Народная партия суверенного Тувы в 1993 г. выиграла выборы по партийным спискам, набрав 60 % голосов. Потом эти настроения пошли на спад, но, по свидетельствам, в республике сохраняется напряженность в межэтнических отношениях.
В Чувашии в 1991 г. лидер местных националистов Атнер Хузангай фактически победил во втором туре президентских выборов, набрав 46,4 %. Но чтобы стать президентом, ему не хватило 0,7 % - именно на столько оказалось больше голосов "против". После этого на проведение выборов на несколько лет был введен мораторий. В последующем национальное движение здесь маргинализировалось.
Потенциал 4 республик
Кажется, именно эти четыре республики сохраняют наибольший потенциал для восстановления такого рода настроений. Хотя самым живым на сегодня выглядит башкирское национальное движение. В Башкирии продолжают активно действовать несколько организаций, причем способных собирать массовые акции. Тем не менее, башкирам в перспективе мало что светит, так как их доля в населении республики меньше 30 %, и достичь успеха указанные организации могли бы только при блокировке с татарскими, с которыми в 90-е гг. у них были большие разногласия (впрочем, одна из татарских партий их поддерживала). Кроме перечисленных, идеи независимости высказывали отдельные активисты национальных движений на Северном Кавказе, но за исключением Дагестана нигде больше это не было официальной целью существовавших там в 90-е гг. партий и организаций. В Дагестане же была попытка блокирования сторонников национальных движений разных народов, но потом все утонуло в разногласиях и конфликтах за землю и на сегодня вряд ли выглядит возможным.
Обозначенные "проблемные" регионы составляют менее 3% территории России, живет там около 10% населения. Возможная их потеря, очевидно, не означала бы ее "распада". Но, как показывает недавняя история, даже один серьезный конфликт на этой почве может создать большие проблемы. Чтобы этого избежать, уже сегодня предпринимаются попытки ассимиляции других народов (ограничения в получении образования на других языках, сворачивание их преподавания). Но в отношении большинства народов, особенно к «иноверцам», такая политика вряд ли будет успешной и, скорее, может сделать только более чувствительными национальные вопросы.
Автор Дмитрий Витько
Оригинал статьи на нашем сайте: https://gazeta.arche.by/article/343.html