Найти тему
Понаехавший

Как работают авиаперелеты во время пандемии. Репортаж

Оглавление

До аэропорта: новые правила

Начну с личной информации. У меня, как и у многих других, обычная температура – НЕ 36,6. Чаще всего градусник показывает 36,8, иногда 37. Это не значит, что я болею – так устроен организм.

Я никогда об этом не беспокоился, пока недавно, собравшись лететь из Москвы в Красноярск, не увидел на сайте Росавиации новые правила перелетов. Там сказано, что пассажиры с температурой 37 и выше в терминал не допускаются.

Чтобы не рисковать, перед отправлением в аэропорт я на всякий случай выпил парацетамол. Надеялся, что он удержит температуру в допустимых границах.

В терминале Шереметьево я ожидал встретить строгую систему контроля: полицейские посты, росгвардейцев. Но ничего подобного там не было: с «пистолетом» стояла только одинокая девушка. Я протянул ей запястье, и через две секунды меня пропустили в здание.

А дальше – репортаж с места событий…

Внутри терминала: персонал и пассажиры

На табло «Вылеты» напротив многих рейсов светится надпись «Отменен». Я ищу свой – к счастью, регистрация на него открыта.

Терминал не пустой, но людей внутри немного. Некоторые приходят без масок, и их спокойно пропускают через зоны досмотра. Хотя по правилам пассажиров должны контролировать, информируя о необходимости носить средства защиты. У сотрудников аэропорта, наоборот, лицо поверх маски закрыто еще и прозрачным щитком. Из-за этого они чем-то напоминают бойцов спецназа.

Я ожидал, что сидеть в самолете мы будем в шахматном порядке, через одного. Но девушка на регистрации говорит, что самолет полный и рассадка обычная. Хотя ее тоже можно назвать шахматной: по шесть фигур в ряд. Оказывается, от идеи заполнения самолетов на 50% власти отказались еще в мае.

-2
-3

В зоне ожидания: еда и дети

Пройдя досмотр, я оказываюсь между магазинами одежды, парфюмерии и аксессуаров, открывшимися недавно. Продвигаюсь дальше – вижу кафе и рестораны, многие из которых и не закрывались.

По новым правилам они работают только на вынос, но по факту действуют в обычном режиме. Все стулья убраны, зато столы на месте – люди могут остаться внутри и поесть стоя. Один парень хитрит – подтягивает стол к задвинутой лавочке и садится на ее спинку.

В очереди на посадку вылетающие стараются держать требуемую дистанцию в полтора метра. Первые пять минут получается, но потом прибывают еще нетерпеливые граждане и рушат хрупкую самоорганизацию. Вскоре все они сбиваются в толпу, и только несколько человек отходят в сторону и ждут конца толкотни.

Большая часть пассажиров – семьи с детьми. Не совсем понятно, зачем они в условиях пандемии летят с одного конца страны на другой. Хотя… девиз российских родителей «На лето – к бабушке!» сейчас спасителен для многих.

-4
-5

В самолете: к чему дистанция

На входе в самолет должны еще раз мерить температуру и контролировать наличие средств защиты. Сотрудники авиакомпании Pegas Fly этого не делают – многие попадают в салон без масок, а перчаток вообще нет ни у одного пассажира.

Зато декларация правил налажена хорошо. Табло «Застегните ремень» горит весь полет, как будто оно может защитить от вируса. Время от времени звучит предупреждение: «Вы должны соблюдать социальную дистанцию в полтора метра». Звучит смешно, ведь люди сидят в нескольких сантиметрах друг от друга.

В середине полета (до Красноярска лететь около пяти часов) объявляют, что пора сменить маски. По салону проходит бортпроводница с подносом для «отработанных» средств защиты. При этом новые взамен не предлагают, хотя перевозчик обязан это делать. Сбор завершается безуспешно: поднос остается пустым.

Уснуть в маске, кажется, сложнее, чем стоя на голове. Многие пассажиры отказываются от этого испытания и на время полета стягивают маски на подбородок. Они пополняют ряды тех, у кого средств защиты нет с начала полета. Бортпроводники толерантно воздерживаются от замечаний.

-6

Прилет и встреча

«Дамы и господа, просим вас занять свои места! Сотрудники Роспотребнадзора будут проводить санитарно-эпидемиологический контроль». Это объявление звучит, когда большинство пассажиров уже заполнили проход с вещами. Все быстро рассаживаются по местам и с театральным интересом ждут белых человечков в инфекционных костюмах.

Но они почему-то не приходят: наверное, проверяют самолет дистанционно. Через пару минут разочарованные «зрители» начинают покидать салон. «Наш рейс завершен! До новых встреч!»

… Еще перед посадкой нас уведомили о том, что в Красноярском крае действует двухнедельная самоизоляция для прилетевших из Москвы (сейчас этот режим отменен).

В зоне выдачи багажа нужно было подойти к одному из столов и подписать документ, который обязывает соблюдать самоизоляцию. Иначе отряд полиции, собирающий расписки, не пропускал на выход. Процесс шел медленно, и в результате образовалась плотная толпа с нескольких московских рейсов. Объявление «Это делается для вашего здоровья и безопасности» звучало иронично.

-7
-8

На сегодняшний день правила защиты пассажиров от вируса, разработанные для аэропортов и авиаперелетов, по большей части не соблюдаются. Конечно, нужно учитывать разную практику разных компаний. К примеру, мой родственник недавно летел в Красноярск из Норильска. На входе в самолет у всех повторно мерили температуру, проверяли наличие масок и даже обрызгивали руки антисептиком.

В общем, «В действительности все не так, как на самом деле», – эта фраза точно описывает сегодняшнюю ситуацию российских пассажирских авиаперевозок.

P.S. Я совершал перелет 1-2 июня. Чтобы актуализировать информацию, поговорил со знакомыми, которые летали во второй половине месяца. Хотя у многих из них правила соблюдались лучше, некоторые утверждают, что не нашли ни одного противоречия между моим сюжетом и тем, что видели они.