Свет — один из главных героев картин эпохи Возрождения, изображающих Данаю. Почему он здесь так важен и кто эта прекрасная девушка?
Миф о Данае
Оракул предсказал царю Аргоса, что он умрет от рук своего внука, поэтому отец заточает Данаю в башню и приставляет к ней служанку, которая следила бы за тем, чтобы к девушке не приходили посетители. Но Зевс, влюбившись в прекрасную Данаю, все же проникает к ней в покои в виде золотого дождя. Через некоторое время рождается Персей — будущий герой, победитель Медузы Горгоны и возлюбленный Андромеды. Этот миф часто изображали художники. Чем же он так привлек живописцев?
Высокая драма?
Во времена Античности миф о Данае изображали на вазах, статуй, в любом случае не сохранилось. Примечательно также, что сначала девушку изображали одетой: она лежала на кушетке, а сверху лился золотой дождь. На обороте вазы была сцена, где царь Акрисий приказывает дочери с Персеем войти в ящик, чтобы бросить их в море. Эти рисунки — иллюстрации больше не мифа, а театрального представления на этот сюжет: нарисованы прорези на ящике, служившие для дыхания актеров.
В позднеантичный период Даная стала изображаться обнаженной. Она уже не полный драматичности персонаж, а проститутка, обнажившаяся ради золотых монет.
Как на образ повлияла церковь?
В Средневековье Даная изображалась, как символ целомудрия в книжной иллюстрации. В отличие от знакомых нам картин Тициана и Рембрандта, где Даная обнаженная лежит в постели, на Средневековых рисунках она изображалась заключенной в башне (именно так описывали ее заточение античные поэты). Девушка изображена со скрещенными руками — так часто изображали Богородицу. Откуда это сходство?
Так как Зевс проник к Данае в виде золотого дождя, зачатие Персея часто трактовалось как непорочное, предтеча Благовещения.
Также есть иллюстрация, на которой Даная едет в колеснице, запряженной единорогами — известными символами целомудрия.
Золотой дождь: порок или благодетель?
Изображенная Яном Госсартом Даная очень чувственна, однако продолжает быть образцом целомудрия. Позу героини икусствоведы часто сравнивали с положением девы Марии с картины художника «Евангелист Лука пишет портрет Богородицы».
Если посмотреть на картину Антонио да Корреджо, то можно понять, что трактовка легенды изменилось. Даная уже не в башне: она чувственно лежит на постели, не стесняясь своей наготы. Девушка освещена светом золотого дождя. Здесь в ней уже нет сходства с Богородицей. Также Корреджо нарушил табу на изображение обнаженного женского тела.
Традицию продолжил Тициан. Ему, видимо, очень полюбился сюжет, хотя художник трактовал его иначе.
Из образца целомудрия в проститутку
Если раньше золотой дождь изображали как свет солнца или золотые капли, то теперь это чудо природы превратилось в золотые монета, а Даная превратилась в олицетворение грехопадения. Вся картина дышит чувственностью: поза героини, свет, оттеняющий все изгибы ее тела, даже красный цвет портьер. Служанка, торопясь, собирает монеты в подол, чтобы выполнить приказ отца девушки. Но уже слишком поздно.
Похожее мы наблюдаем и на картинах Якопо Тинторетто и Орацио Джентилески.
Рембрандт не стал изображать монеты, он даже не пытался идеализировать женское тело, сохранить пропорции. Картина Рембрандта скорее драма: на лице Данаи и ожидание, и ласка, и радость от встречи.
Новый век — новый образ
Одним из самых знаменитых изображений Данаи можно считать картину Густава Климта. В свое время он шокировал публику столь откровенным и эротичным изображением женского тела. Даная не стала исключением.
Художник убирает все детали: херувимов, башню, где заточена девушка, служанку. В объектив повествования попали лишь Даная, спящая на постели, и поток золотого дождя. Перед нами чистый эротизм, наслаждение и женская красота. Здесь автор и не думает порицать героиню или читать мораль зрителю: он смотрит и восхищается.
Если вам было интересно, можете прочитать статью о том, для чего художники изображали служанку на картинах о Данае (тут тоже все не просто так).
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ничего интересного!