Найти тему

Что такое драматургия: от Еврипида до А.Волошиной в семи пьесах

Драматургия – один из древнейших родов литературы, процветающий и в наши дни. "Ревизор.ru" подготовил для вас подборку из семи пьес, что позволят проследить историю развития драматургии в европейской традиции. От античной трагедии – к культовым пьесам Шекспира, от пьесы-символа – к художественному своеобразию новой, или новейшей, русскоязычной драмы.

Еврипид, "Медея"

Фото: Из открытых источников
Фото: Из открытых источников

"Медея" – пожалуй, самая известная древнегреческая трагедия. Написана она Еврипидом. От этого автора до наших дней дошёл самый объёмный корпус текстов – 18 пьес. Для сравнения: у Эсхила известно шесть пьес, у Софокла восемь.

С одной стороны, "Медея" легко считывается современным читателем: пусть и написанная для носителей другой культуры, пьеса близка и образу мысли современного читателя. С другой стороны, в трагедии представлены и раскрыты основные категории, которыми дышала греческая культура: понятия рока, катарсиса, божественной воли и того особого пространства, в котором сосуществовали люди и боги. После неё можно обратиться и к творчеству Эсхила, отца европейской трагедии. "Медея" даст осознание законов и сил, движущих мир иной цивилизации.

Шекспир, "Гамлет"

Картина по мотивам пьесы. Фото: Из открытых источников
Картина по мотивам пьесы. Фото: Из открытых источников

Шекспировский "Гамлет" также во многом представляет ушедшую цивилизацию: на его примере мы видим, насколько иначе чувствовали мир люди другой эпохи. Интересно, как Шекспир сочетает достоверность и мистику в своих пьесах: в "Макбете" действуют ведьмы, в "Гамлете" – Призрак. Сверхъестественное в его пьесах выполняет ту роль, что в античной трагедии осуществляло божественное: оно является и карой, и верой, и истиной. Мир Шекспира ещё густо населён потусторонними существами. Они говорят с человеком, пока тот погружён в течение собственной жизни – вынашивает ли он месть или медленно сходит с ума.

Мольер, "Дон Жуан, или Каменный гость"

Современная постановка пьесы. Фото: Театр HD
Современная постановка пьесы. Фото: Театр HD

Дон Жуан – один из вечных образов в литературе: любовник, жонглирующий жизнями тех, кому случилось в него влюбиться. Впервые историю Дона Жуана в искусстве представил Тирсо де Молина (пьеса "Севильский распутник и каменный гость"), испанский драматург XVII века, и уже после него история этого персонажа разрослась, сделав образ героя архетипом, а ожидающую его кару – константой. Впоследствии эту историю разрабатывали многие литераторы: есть версия Мольера, история Жуана в "Маленьких трагедиях" А.С. Пушкина, новелла Э. Т.А. Гофмана и поэма Байрона.

Каждая из этих историй привносит что-то новое в образ Дона Жуана: так, де Молина рисует героя соблазнителем, жаждущим подчинения своему чувству, Мольер же – распутником, главным действующим лицом комедии нравов.

М. Метерлинк, "Синяя птица"

Англоязычное издание пьесы. Фото: Из открытых источников
Англоязычное издание пьесы. Фото: Из открытых источников

Морис Метерлинк – бельгийский драматург, знаковое произведение которого – пьеса "Синяя птица". Мальчика Тильтиль и девочку Митиль навещает Фея. Она просит детей отыскать Синюю птицу – единственное средство спасти её больную внучку. Эта пьеса написана в символистском ключе: дети получают от Феи дар видеть сокрытое в обыденных вещах. Неодушевлённые предметы (Хлеб, Сахар, Молоко) являют детям свое истинное содержание, душу и характеры. Метерлинк видит истинное предназначение трагедии не в борьбе с силами, движущими вселенной, но в отражении человеческой души.

Театр символизма – явление отличное от того, что мы видели в более давних пьесах. В них главное содержание не в том, что изображается, а в том, что стоит за изображаемым: мир, данный каждому, но не материальным образом. К этому течению относят и пьесы Александра Блока – его знаковые "Балаганчик", "Незнакомку" и "Розу и крест".

А.П. Чехов, "Дядя Ваня"

Одна из первых постановок пьесы. Фото: Википедия
Одна из первых постановок пьесы. Фото: Википедия

Творчество Метерлинка принято считать частью феномена, называемого Новой драмой. Она возникла в конце XIX – начале XX веков. На русскоязычной почве в данном направлении работал Антон Павлович Чехов. Однако он создал образцы, отличные от других произведений течения.

Творчество Чехова интересно как явление: в его художественном пространстве выстраиваются свои законы времени и лейтмотивы, а трагедийное приобретает особенную окраску. Важно помнить, что основные пьесы Чехова собираются в "Тетралогию": "Вишнёвый сад", "Дядя Ваня", "Три сестры" и "Чайка". В сочетании эти пьесы производят эффект, превосходящий по силе тот, что создаёт каждая из пьес в отдельности. Они представляют мир в стадии безвременья: события словно тонут в вязкой ткани расплавившегося времени, пробирающегося в души героев, в их желания и стремления и "гасящего" их.

Жан-Поль Сартр, "За закрытыми дверями"

Автор пьесы. Фото: Из открытых источников
Автор пьесы. Фото: Из открытых источников

На смену "новой драме" пришёл театр экзистенциализма. В число его классиков входят, помимо Сартра, Альбер Камю ("Калигула") и Жан Ануй ("Антигона"). "За закрытыми дверями" Сартра не только самая репертуарная пьеса драматурга, но и показательное явление для театра экзистенциализма. В ней герои помещены в ситуацию "на грани", в которой им предстоит проявить себя как личности и ответить за всё, совершённое в прошлом. Сартр раскрывает глубину человеческой души и те многоуровневые внутренние конфликты, что и составляют трагедию бытия.

В одноактной пьесе всего четыре героя: журналист, богачка, интеллектуалка и Коридорный. Люди после смерти попадают в замкнутое пространство небольшой комнаты – Ад. Коридорный – их проводник. Там им предстоит испытать самую страшную из мук чистилища: совершить выбор между ложью и правдой о том, за что герои попали в Ад.

Ася Волошина, "Человек из рыбы"

Постановка пьесы в МХТ им. Чехова. Фото: Афиша.ру
Постановка пьесы в МХТ им. Чехова. Фото: Афиша.ру

"Человек из рыбы" – пьеса недавняя, но уже снискавшая славу. Спектакль по ней идёт в МХТ, его режиссёром выступил Юрий Бутусов, обычно работающий с текстами Шекспира, Чехова и Брехта. Его обращение к современному произведению – уже знак качества, глубины и художественной ценности.

Пьеса Аси Волошиной рассказывает историю о современном мире, тоске по ушедшей России и "отчужденной" Европе. По признанию автора, "пьеса является жёсткой с точки зрения формы конструкцией, в которой по трубкам идёт моя кровь". Этот личный для автора текст, может стать таковым и для каждого из нас: мы находимся с ним на минимальной временной дистанции.