22 июня 1941 года Германия без объявления война напала на СССР, началась Великая Отечественная Война, с этого дня Советский Союз вступил во Вторую Мировую войну. ВОВ разделяют на три основных этапа:июнь 1941 – ноябрь 1942 г; ноябрь 1942 – декабрь 1943 г; декабрь 1943 – май 1945 г. В основе всех этапов лежит ход борьбы за стратегическую инициативу. В течении первого этапа инициативой в основном обладала Германия. Первый удар немецкая армия нанесла по войскам четырех приграничных округов и ни где немецкая армия не обладала численным преимуществом.
Известие о начале войны оказалось полной неожиданностью для советского руководства, но уже в первый день войны были приняты директивы №2 и №3, в которых приказывалось разбить противника и перейти в наступление. Это показывает, что советское руководство не имело адекватного представления об истинном состоянии Красной армии и о ее реальных возможностях. Это обстоятельство сыграло роковую роль в исходе сражений на границе.
Благодаря внезапности, Люфтваффе смогло прочно завоевать превосходство в воздухе, что позволило вермахту быстро и уверенно продвигаться вперед.
Очень быстро была потеряна связь между подразделениями, радиосвязь бала плохо освоена, а посыльных часто перехватывали диверсанты, это привело к неспособности организовать адекватную оборону. Немцы смогли быстро форсировать реки Западный Буг, Прут и др. так как из-за потери связи штабы не могли передать приказы о взрыве мостов, а местные командиры боялись взять ответственность на себя. Захват мостов позволил вермахту сразу же бросить в бой танковые и механизированные части, которые в первый же день прорвали оборону на всем фронте на несколько десятков км. В таких условиях переход в наступление советских войск согласно директиве №3, кажется полным безрассудством. Но уже скоро советские войска перешли в наступление силами мехкорпусов, которые имели количественное превосходство над немцами, но громоздкость корпусов, нехватка горючего и боеприпасов, превосходство немецкой авиации, плохое управление и долгий марш без отдыха не позволили использовать мощь этих соединений.
В этот момент штаб Западного фронта потерял управление войсками. Командующий фронтом генерал армии Д.Г. Павлов оставил свой командный пункт и уехал в войска, связи с ним не было, найти его не удавалось.
В итоге задуманный в Москве ответный удар привел к катастрофе. 28 июня немецкие танковые клинья двух танковых групп сомкнулись в Минске. В окружение попало около 26 дивизий Западного фронта.
Похожее положение было и на соседних фронтах, в итоге уже к 11 июля советские войска отошли к государственной границе 1939 года. Будет ошибкой считать, что столь катастрофичное начало войны произошло из за внезапности нападения, так как некоторые советские части начали подготовку к боевым действиям еще 18 июня. Истинной причиной катастрофы является то, что советское командование недооценило масштаб и объем будущих ударов. Точность и скорость исполнения позволила немцам наносить удары по слабым местам обороны, а также быстро менять направление удара. Слаженность взаимодействий разных типов войск немцев просто шокировало советских командиров, а правильное использование диверсионных групп позволило внести панику в мирное население и в войска.
Огромные потери в танках и артиллерии в первые дни привели к отсутствию методов адекватной противотанковой борьбы. Но все-таки главной причиной поражений начала войны стал низкий профессионализм командного состава на всех уровнях. Неспособность к самостоятельному принятию решений и неповоротливость являлись фатальными. Крайне слабой оказалась фронтовая и армейская разведка практически всех фронтов. Из рук вон плохой оставалась связь. Находившиеся в десятке километров друг от друга части не могли установить между собой связь. Непонимание Ставки обстановки на фронтах привело к принятию неадекватных директив, а командиры, помня предвоенные репрессии, не осмеливались ослушаться приказов сверху. В соответствии с предвоенными представлениями высшим органом стратегического руководства стала Ставка Главного командования Красной армии.
Но неопределенность в том кто в ней главный в первые дни войны привела к тому, что Вооруженные силы остались без высшего руководящего органа. Лишь в начале августа была создана Ставка Верховного главнокомандования во главе со Сталиным. Вину за разгром Западного фронта возложили на фронтовое командование и некоторых армейских командиров, одни были расстреляны, другие были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. 16 июля был вновь введен институт военных комиссаров, для контроля над РККА и РККФ. В итоге по системе 1930-ых годов виновные были наказаны, а на их место Сталин поставил верных ему людей. Сталин пришел к выводу: сил одной только Красной армии для победы над врагом недостаточно, необходимы усилия всего советского народа. Установка руководства на мобилизацию всего общественного потенциала и принятые в соответствии с ним меры оказались безусловно адекватными и своевременными. Благодаря этим мерам удалось провести массовую эвакуацию промышленности и населения, перевести всю экономику на удовлетворение потребностей войны, мобилизовать и вооружить миллионы людей, начать партизанскую войну. Но все эти меры не смогли предотвратить новые катастрофические поражения Красной армии.