Довольно добрый человек
Норвегия;
2010;
Рейтинг IMDb: 6.90
Обычно у меня на мониторе открыто три-четыре окна: общаюсь в чате, что-то ищу Гугле... и ещё при этом, одним глазом, смотрю фильм. Так же было и с 'Довольно добрым человеком'. Пока меня не привлёк диалог главного героя и бармена...
- Ульрик?! Давно не виделись!
- Двенадцать лет.
- Время летит. Я думал, ты выходишь в четверг.
- Нет, сегодня.
- Хочешь чего-нибудь?
- Кофе.
Их внимательно слушает дама не первой свежести, сидящая с целью съёма у барной стойки, и вот она, состроив глазки и завлекающую улыбочку герою, вступает в диалог...
- Вы были в отъезде?
Такой наивный вопрос могла задать только истинно скандинавская леди, очевидно, что русская женщина сразу бы догадалась, где провёл двенадцать лет Ульрик...
И я закрыла всё лишнее на экране, отмотала фильм на начало и уделила ему должное внимание. Это образчик чёрного скандинавского юмора, а скандинавский юмор, это не 'хохмы' Камеди Клаба - это тонкая ирония или даже сарказм, которые ещё уловить нужно. Да-да, тут важны нюансы, к примеру: сцена парковки скандинавского 'крёстного отца' Йенсена. Морду его Мерседеса дважды коцает, пытающаяся вырулить со стоянки, фру; Йенсен с воплем: 'Вылезай, ведьма!' - выдергивает её из машины, хватает в охапку и засовывает в мусорный контейнер. Казалось бы, не особо тонкий юмор характерный скорее для американцев... но дамочка так ненавязчиво одета во всё белое. И сапожки, и штанишки, и курточка. Представляете, каково оказаться в мусорном баке в таком наряде?
О самом фильме.
На волю, после двенадцати лет отсидки, выходит 'довольно добрый человек' Ульрик. В тюрьму он попал за убийство любовника жены. Как потом выяснилось, убил он его не в порыве страстей, а потому что так следовало поступить по 'пацанским понятиям'. До ареста Ульрик подвизался в банде ранее упомянутого гангстера Йенсена и к 'понятиям' относился с пиететом. Пока Ульрик куковал двенадцать лет в тюрьме - жизнь ушла вперёд, и теперь, он пытается освоиться в новом мире под руководством всё того же Йенсена. И ожидаемо, на пути опять встают 'понятия'... но даже человека с медлительным скандинавским менталитетом двенадцать лет тюрьмы чему-то научили, и Ульрик не торопится делать выбор. А когда всё же выбирает... - ну он ведь довольно добрый человек.
Фильм делают три вещи:
- игра Стеллана Скарсгорда. Я бы назвала этого актёра 'мистер пауза'. Не знаю больше никого, умеющего так выразительно молчать, и выразить столь многое взглядом или мимикой. Первые кадры: какая тоска во взгляде Ульрика, как он боится этого незнакомого мира в проёме ворот;
- хорошая операторская работа. Ульрик сидит на скамейке уже за воротами тюрьмы, крупный план: ветер развевает истончённые седеющие волосы немолодого человека, тощий пижонский хвостик - жалкий вызов миру, и сразу как-то начинаешь сочувствовать персонажу;
- ирония/сарказм. Взять хотя бы женские роли. Подозреваю в режиссёре женоненавистника. С каким сарказмом показаны гипертрофированно уродливые, ушибленные феминизмом, скандинавские дамы, говорят, в Скандинавии феминизм особенно лют. Как бедняжки жаждут секса, но феминистская гордость не позволяет им продемонстрировать это открыто. Вот и приходится отдуваться Ульрику. Ему, и не помышляющему о сексуальных подвигах, постоянно адресуются фразочки: 'Ну давай же, раз уж ты без этого не можешь' - от страшной как тролль квартирной хозяйки; 'Я ж ведь о тебе ничего не знаю, даже не знаю как ты обычно убиваешь ?.. Поэтому не вздумай лезть ко мне под юбку!' - от косолапой как мишка панда коллеги по работе... И все дамы так настойчивы, что фик увильнёшь.
Да только за пародию на скандинавский секс фильму смело можно присудить Оскар!
Если вам понравилась игра Стеллана Скарсгорда, посмотрите "Дурацкое дело нехитрое" - в этом фильме он тоже очень неплохо сыграл.