Найти тему
Свобода во Христе

Лучше ходить в дом плача, нежели в дом пира. Часть 2.

"Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения"(Еккл.7:1). О что имеет ввиду Екклесиаст?

Хорошо иметь доброе имя. Но не только по названию – речь идет о характере человека и его авторитете в обществе. А авторитет нужно заработать. Мы даём новорожденному доброе имя в надежде, что ребенок это имя оправдает в будущем.

Каждое имя имеет значение. И вряд ли какой родитель назовет своего ребенка именем, значение которого, например, «вор» или «обманщик».

В церковных кругах принято считать, что имя Иаков как раз и означает обманщик. Некоторые проповедники убеждают нас в этом, чтобы подчеркнуть внутреннее изменение Иакова, когда ему Бог дал имя Израиль (Богоборец) вместо его имени от рождения. Отметим, что Бог не отменил его имени Иаков, а добавил к нему еще одно, более значимое, как Он сделал в случае с Симоном, дав ему имя Петр.

Что означает доброе имя Иаков? Неужели его родители Исаак и Ревекка так невзлюбили своего сына, что назвали его обманщиком? И главное в связи с чем? Не было никакого повода таким именем называть любимое чадо. К тому же в Библии это достаточно распространенное имя. Неужели все библейские Иаковы были названы своими родителями в честь какого-то обмана? Неужели, читая послание апостола Иакова, мы будем считать, что его имя означает обманщик?

Нет, не означает. Это имя вообще никак не связано с обманом. Оно связано с пятой.

В Электронной Еврейской Энциклопедии мы находим следующее: «Библия интерпретирует имя Я‘аков как производное от עקב («акэб»,`пята`), так как Иаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата, Исава (Быт. 25:26); однако с этимологической точки зрения это имя представляет собой усеченную форму распространенного во 2 тыс. до н. э. у семитских народов Ближнего Востока имени yahqub-el, или ya‘akub-el, исконное значение которого `защитил [меня] Господь` (ср. еврейское имя Акива — עֲקִיבָא)».

Если это имя у нас сегодня ассоциируется с обманом, то это не так. Имя Иаков вовсе не означает обманщик и ни с каким обманом во время его рождения не связано.

Но вернемся к нашему доброму имени, которое лучше благовонной масти. Давайте еще раз прочитаем весь отрывок Еккл.7:1-6.

О чем пишет Екклесиаст? О том, что лучше, что полезнее, что умудряет и назидает. Он пишет о том, в чем есть какой-то смысл, какой-то урок. Главное – мудрость.

Что она приносит? То, что наше сердце делается лучше, добрее. Мы не поступаем опрометчиво, обдумывая наши действия. И не попадаем в неприятные истории по причине своенравия, гордости или прихоти.

Говорят: "Смех без причины - признак дурачины". Или: "Глупенькому палец покажи, он и засмеется".

В смехе должен быть какой-то смысл, какая-то причина. Или это юмор, или это сатира, обличение. Смехом тоже можно обличать, когда смеются над глупостью или некрасивым поступком, что называется, высмеивают, чтобы научить человека так больше не поступать. Тогда в смехе есть какой-то смысл. Но когда этот смех без смысла, когда он пустой, когда смеются над чем-то непристойным, тогда он является смехом глупца, который похож на треск хвороста под котлом (Еккл.7:6).

Почему лучше ходить в дом плача об умершем, чем в дом пира?

Присутствием в доме плача мы выражаем свое уважение к покойному и его родственникам. Мы отдаём дань доброму имени человека. И одно только наше присутствие уже утешает родных и близких. Одно только доброе слово оказывает подкрепление и поддержку утратившим дорогого человека.

Нужно ли нам теперь всегда ходить с печальными лицами, отвергать всякое радостное торжество и искать только дома плача? Никак. Екклесиаст говорит совершенно не об этом. Он говорит о назидании, о том, что лучше назидает, что делает наше сердце мягче и добрее, что уподобляет наш характер характеру Христа. И совершенно не говорит о том, что нам нужно избегать радостных событий.

Наоборот. Он видит смысл жизни только в радости. "Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его. Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. [Итак] иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Если человек проживет [и] много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их" (Еккл.3:22; 5:17 ; 9:7-9; 11:8).