Мимо этого лихо закрученного сюжета я пройти не мог, тем более, что в настоящее время нахожусь вблизи от места событий, в Екатеринбурге. Ситуация сама по себе необычна. Я не припоминаю ничего похожего в обозримом историческом прошлом за исключением скандальной деятельности монаха Илиодора Труфанова, которая подробно освещалась в российских газетах начала 20-го века.
По работе мне приходилось общаться со священнослужителями. В 2016 г. меня попросили провести курс лекций по истории Востока студентам-теологам. Курс был организован кафедрой, которой руководил нынешний митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Проблем с взаимопониманием у нас не возникало. Монастырь мы тоже посещали. Как светский посетитель, не углубляющийся в ритуалы, я тогда не заметил там никаких странностей. Само место я воспринимал как достопримечательность, привлекающую туристов и паломников именем Николая II. Памятник последнему в русской истории царю установлен на монастырской территории.
Кроме того, мои иностранные друзья часто хотели посмотреть на православные церкви изнутри, поэтому в подобных местах бывать приходилось регулярно, и сравнить Среднеуральский монастырь было с чем. Настоятель монастыря Сергий Романов является не просто монахом, а схимником. Про схимников студенты-теологи рассказывали, что те живут предельно аскетично и стремятся отгородиться от мирской жизни, сосредотачиваясь на личной духовной практике. По идее это не публичные фигуры.
То, что происходит вокруг монастыря сейчас – это, бесспорно, прецедент, и подобного в постсоветской России еще не случалось.
Про все прошлые спорные проповеди настоятеля я узнал в связи с его недавними высказываниями на счет карантинных мероприятий. Проповеди меня не впечатлили, но навели на определенные мысли. У меня сразу возникли ассоциации с тем, что мне приходилось встречать в США. Среди проповедников-евангелистов в Штатах тоже очень популярны теории заговоров о чипировании населения, вреде прививок и обряды изгнания неких бесов.
За океаном наличие эпатажных проповедников воспринимается как данность, и СМИ обычно не уделяют им особого внимания. Но есть и существенное отличие в организации: у тех же евангелистов нет строгой иерархии с патриархом и митрополитами, которые вынуждены неким образом реагировать на громкие заявления отдельного проповедника. Да и практика церковного суда, которому подвергся Сергий, там отсутствует.
Среднеуральский монастырь уже получил изрядную порцию внимания со стороны средств массовой информации. Произошло это после жесткой критики его настоятелем введенного в апреле 2020 г. карантина и ограничений посещения церквей в связи с ним. Вскоре за свои речи Сергий был отстранен церковными властями от служения, но проигнорировал исходивший от самого патриарха Кирилла запрет на проповеди.
Визит Ксении Собчак, на которую в монастыре напали, вывел ситуацию на новый уровень. Показательно, что именно сейчас наметился интерес к методам воспитания детей, которые в монастыре практиковали более 10 лет назад. Ну, ясное же дело, что принципы воспитания в монастыре будут отличаться от обычного детского сада и школы. Монастырь существует в рамках многовековой традиции и неотделим от нее. Монастырский устав если и меняется, то крайне медленно. Традиция на то и традиция - она сохраняет устои, которые подчас резко отличаются от реалий современного общества. И, конечно, принципы воспитания, бытовавшие в глубоком прошлом, были гораздо строже принятых в наши дни. В плане воспитания мы имеем дело скорее с обычной для старой школы картиной.
Для примера, мою американскую подругу родители в свое время отдали в католическую школу в г. Индиана, штат Пенсильвания. Нерадивым ученикам там били указками по рукам или с иронией предлагали поднести ведро, когда кто-то из них начинал плакать. Но почему-то тамошние СМИ подобными сюжетами не заинтересовались. Это я к тому, что для появления скандальной истории на такую историю у зрителей должен возникнуть спрос. Конфликтные ситуации, особенно, с участием известных людей данный спрос закономерно подогревают. Так произошло и в случае нападения на съемочную группу во главе с Собчак.
Я в целом понимаю Ксению Анатольевну, которая является публичной персоной и позиционирует себя как журналист. Работа у журналиста такая – ездить в эпицентры скандальных событий. А еще задача журналиста – заинтересовать аудиторию, ведь нет большого смысла что-то снимать да еще вдали от дома, если сюжет не привлечет внимания зрителей.
Тем временем монастырь и его настоятель продолжают обрастать все новыми историями, одно событие тянет за собой другое, как по принципу домино. Пока мне неясно, чем и когда дело закончится.
За развитием ситуации будет интересно понаблюдать. Очень уж много всего сошлось в одном месте – тут тебе и знаменитости, оказавшиеся по разные стороны спора, и настоятель, который продолжает активно проповедовать вопреки церковным запретам, и православные иерархи, которые пока, похоже, не решили, как им дальше действовать.
Безусловно, новости на данную тему еще будут, особенно на фоне приближающегося светского суда над Сергием и годовщины расстрела семьи Николая II, фигуре которого опальный настоятель уделяет особое значение.
Подписывайтесь на канал, ставьте "Нравится"