Найти тему

"Когда в душе раздрай, то лучший доктор- Эрмитаж": Рассказываю, какая картина помогает мне почувствовать себя лучше

Здравствуйте, дорогие читатели!

Я живу в Санкт-Петербурге, работаю эпизодически, то есть всегда есть время для себя. Часто бываю в Эрмитаже, тем более, что для пенсионеров вход бесплатный. Музей регулярно открывает для нас новые выставки.

Подписывайтесь на канал=✔, ставьте лайк=👍
Подписывайтесь на канал=✔, ставьте лайк=👍

Я для себя заметила, что музей стал моим психитерапевтом. Я смотрю картины по настроению. Если весело на душе, то иду к Питеру Брейгелю-младшему, если грустно, то к Рембрандту.

Питер Брейгель-младший "Ярмарка"
Питер Брейгель-младший "Ярмарка"

Мой любимый голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) в коллекции Эрмитажа представлен 24 картинами : от самых ранних до самых поздних. К ранним работам относятся "Поклонение волхвов" и "Портрет старика- воина".

Рембрандт "Флора", "Старик-воин"
Рембрандт "Флора", "Старик-воин"

Жизнь Рембрандта связана с городом Лейденом, он родился в семье состоятельного мельника. Учится живописи, работает , а в 1632 году переезжает в Амстердам. Тридцатые годы XVIII века оказались для него счастливыми, как в личной жизни, так и в творчестве.

Он женится на Саскии ван Эйленбурх. Она из состоятельной семьи. Саскию Рембрандт изображает на своих полотнах с любовью и нежностью: " Флора" (Эрмитаж), "Автопортрет с Саскией" (Дрезденская картинная галерея.)

Искусство Голландии XVII века вошло в историю как "золотой век голландской живописи ". Художники отказываются от пышной парадной дворянской культуры. Больше проявляют интерес к повседневным явлением жизни и духовным ценностям.

Обычные, простые, реальные образы нового типа появляются в искусстве Голландии и Рембрандт один из ярких представителей этого направления в живописи.

В моде групповые портреты гильдий. После написания "Урока анатомии доктора Тюльпа" (1632) Рембрандт, который отошел от стандартных канонов написания группового портрета, был признан как мастер. Со временем он становится модным художником. У него много заказов, его окружают ученики.

Рембрандт "Жертвоприношение Авраама" (Эрмитаж)
Рембрандт "Жертвоприношение Авраама" (Эрмитаж)

Когда мне нужно сделать выбор, принять решение в жизни, я прихожу в галерею к моей любимой картине "Жертвоприношение Авраама". Картина написана в 1635 год. Сюжет картины всем известен.

Он описан в "Книге бытия": Бог-отец испытывает покорность праотца Авраама. Он требует, чтобы Авраам принес ему в жертву своего единственного сына Исаака. Авраам готов уже заколоть юношу, но в этот момент появляется Ангел и удерживает его руку.

Как я смотрю на картину:

Сначала общий взгляд, чтобы выделить яркие "пятна" действующих лиц. Композиция выстраивается по диагонали ступенчато: ангел, Авраам, Исаак. За ангелом светлое пятно заднего плана, символ небесного, божественного, символ надежды.

Взгляд приковывает лицо Авраама. Это второе яркое "пятно" картины. Четкие черты лица, которые выражают растерянность и недоумение одновременно. Он не понимает в чем дело. Он готов принести сына в жертву. Ангел гипнотизирует его своим взглядом. Левая рука ангела поднята вверх:"Остановись!", а вторая крепко схватила руку Авраама.

Фрагменты картины
Фрагменты картины

Мы не видим лица Исаака. Фигура сына обнажена. Это третье яркое "пятно" на полотне. Он лежит беспомощный как настоящая жертва. Но движение его тела показывает нам страх, который скрыт внутри. Он боится смерти. Художник раскрывает нам внутренний мир каждого из изображенных.

Ученики многократно повторяли работы своего учителя. Поэтому неслучайно, что сегодня, путешествуя по Европе, посещая музеи, например: в мюнхенской пинакотеке мы можем увидеть ещё один вариант на тему "Жертвоприношения Авраама"(1636).

Слева - эрмитажная работа, справа -мюнхенская
Слева - эрмитажная работа, справа -мюнхенская

Картина, которая в Мюнхене помещена в черную раму, в 2004 году была выставлена в Эрмитаже. Выставка называлась: "Жертвоприношение Авраама" Две версии одной композиции". Обе работы были рядом и посетители могли увидеть различия.

  • После того, как я постояла у картины, внимательно рассмотрела всех участников, проанализировала, провела параллели со своей проблемой, сделала определенный вывод, иду по музею дальше. И мне становится на душе легче. А вам помогают картины?
-7