На момент написания этой статьи у меня уже было 8 практических занятий: 6 на площадке и 2 в городе. Со слезами я уходила дважды: после первой площадки и после второго города. При этом хочу заметить, что до слёз меня довести крайне сложно.
Почему люди идут в инструкторы, не обладая базовыми навыками вежливого общения? Неужели им самим приятно, когда на них кричат по жизни? Почему они на полном серьёзе считают, что ученик должен сразу сесть и поехать, а инструктор может сидеть и заниматься своими делами, даже не глядя на дорогу? И главное: почему им "за норму" вешать все проблемы на ученика, будто у него не получается что-то с первого раза, потому что это он тугодум или дурак, а не потому что с первого раза в принципе получается у единиц?
Я пошла в автошколу в 29 лет. До этого я за рулём никогда не сидела, да и в целом в легковых авто бываю крайне редко. На первом занятии инструктор мне толком вообще ничего не объяснил. Я только на четвёртом уроке узнала, как заводить машину и что делать, если я заглохла! А зеркала заднего вида научилась регулировать только на 5-м: до этого я даже не знала, где находится устройство для их переключения (у моего отца старые жигули, поэтому там зеркала регулируются вручную, здесь же электроникой).
Площадка
На первом уроке на площадке я просто ездила на сцеплении по кругу и училась тормозить. Но на меня постоянно орали или на повышенных тонах задавали вопросы в духе "Зачем ты так сделала?!". А что я могу ответить на вопрос зачем, когда я, например, не чувствую габариты машины или не знала, что нельзя резко отпускать ногу с педали (мне про "не бросай сцепление" только на втором занятии сказали). Или не могу быстро и плавно нажать на педаль, чтобы затормозить без рывка. Сначала я на эти "зачем" отвечала. Что не чувствую, что забыла куда-то посмотреть, что не могу быстро и плавно с первого раза и т.д. Потом я поняла, что у него это замена какого-то более крепкого выражения. Правда, так было до города, но об этом позже.
В конце занятия у меня устала не только левая нога (про нейтралку и отдых мне рассказали занятии на третьем, ага), но ещё и голова. Потому что кричащий рядом инструктор в какой-то момент стал чем-то вроде фонового шума. У меня просто отключилась голова. Не могу я воспринимать повышенной тон: хочется сразу зарыть голову в песок и ничего не слышать. При таком отношении уходила я в итоге в слезах. От обиды на себя.
Во-первых, мне стало жаль потраченных денег - я решила, что водить явно не моё. Мне категорически не понравилось. Во-вторых, мне стало обидно, что я не смогла дать отпор этому инструктору. Вроде взрослая уже тётенька, а орали на меня так, будто я провинившаяся школьница лет на 20 его младше (мне вообще кажется, что мы ровесники).
На втором занятии я психологически была готова к такому поведению. И поняла, что весь этот поток адресуется не лично мне, а собирательному образу ученика.
В общем, за 5 занятий я на площадке более-менее освоилась, на 6 ездила уже одна, а на 7 мы отправились в город.
Город
Я надеялась, что мы поездим в районе площадки: просторные полупустые дороги, понятные знаки, мало пешеходов. Ну, чтобы я освоилась на дороге, разобралась в коробке передач и научилась применять теорию на практике. Думаю, что мне это было бы очень полезно. А что в итоге?
А в итоге меня сразу направили по нескольким самым оживлённым проспектам нашего юго-запада. Вишенкой на торте стал "прекрасный" поворот с проспекта Народного Ополчения на Ленинский (Петербург), за который меня отчитывали почти до улицы Зины Портновой. И отчитывали бы и дальше, но кто-то подрезал нашу машину, поэтому фокус инструктора переключился на покрытие крепким словом этого представителя копытных. В целом, первый выезд прошёл более-менее нормально, тем более с учётом маршрута и интенсивности движения.
А вот второй... вторый был немного по другому маршруту и в другое время. Движение ещё более интенсивное. Мы собрали сразу 4 перекрёстка с вечными заторами, проезжая которые обычно мимо на трамвае, я всегда радовалась, что не езжу на машине. И конечно же только моя вина была в том, что я где-то не успевала проехать, где-то не замечала разметку, а где-то мне не хватало времени для принятия правильного с точки ПДД решения. Мне очень "понравилось" в интенсивном потоке проезжать на втором же занятии перекрёсток с круговым движением на пересечении Стачек и Ленинского. Не чувствуя габариты машины, не понимая, как определять на глаз расстояние, не умея ещё толком плавно и переключать плавно передачи, чтобы машина не дёргалась.
Объяснить мне что-то спокойно, конечно, нельзя. И тем более заранее о чём-то напомнить или привлечь моё внимание. На меня надо кричать постфактум, когда я уже что-то сделала не так, чтобы я из-за повышенного тона вообще переставала замечать происходящее.
Кстати, о вечных вопросах "Зачем". Именно на втором занятии в городе он начал требовать у меня ответ на каждое это "зачем". Почему нельзя выдать не "Зачем", а просто спокойно объяснить, что я сделала не так, а в следующий раз напомнить, как делать не надо? Из-за особенностей маршрута на втором занятии было очень много стрессовых моментов, на которых я перенервничала. А ещё постоянный крик по ходу и отчитывание в конце занятия по возвращении на площадку. В общем, с площадки я снова вышла в слезах и в этот раз желание бросить стало ещё сильнее.
Выводы
Я прекрасно понимаю, что с первого раза могу что-то не услышать или сделать неправильно. На то я и пошла в автошколу: чтобы меня научили. Я надеялась, что инструкторы понимают, как сложно ориентироваться на дороге в первый раз, что ученикам всегда важен индивидуальный подход, что повышать голос - это дурной тон и что с учеником так себя вести категорически нельзя.
Мой же любит приговаривать, что это всё надо только мне, а ему вообще "не сдалось" :)
У меня действительно заоблачные требования. Мне нужен чёткий инструктаж. Я бы хотела, чтобы мне напоминали о чём-то, пока я не доведу какие-то действия до автоматизма. Я не хочу, чтобы на меня орали. Я не хочу, чтобы мне жестами показывали, куда перестраиваться или поворачивать, разговаривая в этот момент по телефону. Я хочу, чтобы со мной разбирали то, что у меня уже получается, потому что это мотивирует не сдаваться. И самое важное: я хочу, чтобы мне постепенно усложняли "программу", а не сразу бросали в море барахтаться. Такой уж я человек: люблю чёткие внятные объяснения спокойным голосом, закрепление хороших действий и оправданный риск с постепенным усложнением "программы".
Какой план дальше? Я жалею, что оплатила 20 занятий, а не 10 (была у нас такая опция). Сейчас я нахожусь в поиске других инструкторов. С одним я бы хотела просто поездить пару часов по спокойным улицам, чтобы просто привыкнуть к дороге, к переключению передач, к знакам. С другим инструктором я планирую откатать часов 5-6 непосредственно на экзаменационных маршрутах (от нашей площадки это на другом конце города, так что наши инструкторы туда никогда не ездят и маршруты не отрабатывают, несмотря на записи в карточках ученика, которые предполагают обязательную их отработку на месте).
С базой в 20 уроков вождения (каждый примерно 1 ч 15 м), из которых треть - площадка, я никогда не сдам город. Но ведь главное - продать заключение договора и только после этого сказать, что туда входит всего 10 занятий (то есть всего часов 12 вместо 56 по закону), но можно докупить со скидкой ещё 10, а потом уже по полному прайсу дополнительный накат. То есть громкая реклама "24 тысячи за всё включено" - только замануха. В этой школе никакой накат я докупать, конечно, не буду. Спасибо, не хочу. Впрочем, это уже совсем другая история...