Некоторые предметы быта благодаря житейской смекалке использовались не по прямому назначению, а как сподручные средства, и даже становились музыкальными инструментами! Всем известны музыканты-ложкари, а вот чтобы играть на стиральной доске или рубеле – это вызывает изумление.
Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании. Это и обеспечило место рубелю в народных ансамблях. Как музыкальный инструмент, он короче и имеет заострённые рубцы, по которым водят взад-вперёд ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Подобным же образом играли и на стиральной доске. Получалось выразительно, задорно, весело! «Хороша потеха, когда много доброго смеха!»
«Делу время, потехе – час». Народная пословица, подчёркивая приоритет труда, напоминает также и о важности отдыха. Календарный год сельчан был разбит по циклам работ. Особенно напряжённым выдавалось летнее время, не случайно этот период называли страдой. Косьба, жатва, уборка урожая, а ещё грибы и ягоды надо заготовить… Но и в это время отмечались обрядовые и престольные праздники, а с наступлением осени широко справлялись свадьбы. Зимой устраивались посиделки-беседы, на которых девушки пряли, а «мальцы» балагурили. Монотонный труд скрашивался песнями и играми. "На прялке кружок, возле прялки дружок. Сидит, не мешает, балалайкой утешает!"
Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать», «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название возникло и из-за отношения к балалайке, как инструменту лёгкому, забавному, не очень серьёзному, имеющему специфическое бренчащее звучание.
С ней в XVII веке выступали скоморохи. Изначально балалайка и выглядела иначе, имела округлую форму, две струны и гриф длиннее современного. Инструмент был усовершенствован в середине ХIХ века усилиями Василия Андреева и мастерами, создавшими новый образец по рекомендациям музыканта-просветителя. Балалаечники составили основу первого оркестра народных инструментов, основанного в Санкт-Петербурге в 1888 году.
Пряла лён, пряла лён,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, милёночек,
С тальянкой под окно!
Тальянками называли различные виды русских гармоней – вологодские, вятские, бологоевские и новоржевские. Гармони различались по типу правой клавиатуры (могли иметь от одного до трёх рядов кнопок) и по типу извлечения звука мехами. Массовое изготовление этих инструментов было организовано в Туле в 1830-х годах, позже – в Вятке и других городах. Гармонь получила широкое распространение. Она являлась портативным инструментом, который можно было легко переносить и даже играть на нём при ходьбе. Устройство гармони позволяло одному музыканту одновременно исполнять и мелодию, и аккомпанемент. Музыкальное звучание гармони как нельзя лучше выражало душевные страдания, удаль, кураж – весь спектр состояний русского человека, потому она вскоре стала истинно национальным инструментом. «Деревня без гармони, что вдова», а сам гармонист был первый парень на селе.
Гармонь звучала на праздниках, гуляньях, проводах в армию, да и просто вечером, когда на её звук собирались молодые и старые, слушали, пели и танцевали. Стихийно создавались инструментальные ансамбли различного состава, например, из нескольких гармоней или дополненные балалайкой, гитарой, мандолиной.
А какие наигрыши умели исполнять музыканты-самоучки! «Под шествие» («под песни» и «под драку»), «под пляску», «под частушки» – и это далеко не полный перечень. «Под пляску» играли «Русского», «Барыню», «Трепакá», «Кружкá», «Камаринского», «Казачка», «Под кадриль», «Топотýху», «Лентяя» и многие другие, а «под частушки» звучали «Страдания», «Цыганочка», «Семёновна»…
Гармонь поднимала боевой дух воинов, неслучайно поэтому в конце лета 1941 года на фронт было отправлено около 12 тыс. гармоней, а осенью того же года – уже более 60 тысяч.