Что же такое арианство? Ересь или же истинное христианское течение? Давайте разберемся.
Что такое Арианство?
Ну начнем с того, что это одно из ранних течений которое основал Александрийский священник Арий. Он считал, что Христос не бог, позднее он все же решил, что Христос не единосущен с богом. То есть предполагал, что это две разные личности.
Это течение начало зарождаться в провинциях поздней Римской империи, став государственной версией христианства при преемниках Константина Великого до окончания правления Валента второго, затем оно стало государственной религией германских государств до 6 века.
Известные ариане и их противники
В ранние времена у каких-либо течений были свои сторонники так и противники, арианству увы не повезло, но вы, наверное, задаетесь вопросом, а кто представлял данное течение?
Ариане
Акакий Кесарийский — епископ Кесарии Палестинской, ученик и преемник Евсевия Кесарийского, написал трактат из 17 книг на книгу Екклесиаст (это из ветхого завета) ну и другие богословские труды.
Евномий Кизикский — греческий экзегет и по совместительству — епископ Кизика, являлся представителем крайнего аномейского направления арианства. Аномейство — учение, которое говорит о том, что “Иисус Христос сотворен Отцом и в силу этого не подобен ему по сущности, но подобен ему по воле. Божественность сущности Христа состоит в том, что он — единственная сущность непосредственно сотворенная богом, Христос является Богом единородным, остальной же мир сотворен Христом в соответствии с волей Бога, то бишь Сын является исполнителем воли Отца, а дух святой произошел от воли Отца и действия Сына и призван освящать творение. Так или иначе Евномий был сослан в Малую Скифию, а его учение предано анафеме.
Уильям Уинстон — Английский ученый-энциклопедист, историк, математик и теолог. Родился в 1667 году. Выдвинул теорию о том, что всемирный потом был вызван прохождением Земли через хвост огромной кометы, которая состояла из воды. Уильям был профессором в Кембриджском университете около 9 лет, но позже был исключен, потому как он начал утверждать исконную правоту арианства. Он немало материала перевел, одна из самых главных работ — перевод на английский язык книги “Иудейских древностей” которую написал Иосиф Флавий.
Исаак Ньютон — английский физик, математик, астроном и механик. Кроме этого, он был увлечен химией, алхимией и богословием. Исходя из рукописей и опубликованных сочинений видно, что он являлся противником христианского догмата о троице, ему было ближе арианство. Он изучил немало материала по этой теме и получил ответы на многие вопросы, впрочем, это история для другой статьи.
Противники Арианства
Петр Александрийский — епископ, христианский богослов. Известен многими сомнительными поступками, например он проклял Ария и отлучил его от церкви. Когда его казнили то якобы девушка, находящаяся рядом с гробом святого Марка — молилась богу в ту ночь и услышала голос с неба, говорящий “Петр — начало апостолов, Петр — конец александрийских мучеников”.
Естественно, никто кроме нее не слышал этого, выдумки они такие.
При жизни же написал “Слово о покаянии” которое разбили на 14 правил, и эти правила вошли в канон христианской церкви.
Афанасий Великий — один из греческих Отцов Церкви, он был ярым противником арианства, а к 350 году остался единственным епископом неарианского толка во всей восточной половине Римской империи. Его изгоняли с кафедры несколько раз, да и бежал он от гнева императоров так же не раз. Главный его плюс — настойчивость.
Тонкости учения Ария
Арий считал, что Христос — это отдельная сущность и является его творением, а значит имеет начало своего бытия, во-вторых - не равен богу-отцу по могуществу. Свои взгляды он подтверждал множеством письменных доказательств, основываясь на библии.
Я лично считаю, что он прав, и дабы не быть голословным — давайте проверим что там по библии, а что нет.
Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
(Св. Евангелие от Иоанна 8:19)
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
(Св. Евангелие от Иоанна 20:17)
Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:10)
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
(Св. Евангелие от Матфея 7:21)
Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным...
(Св. Евангелие от Матфея 10:32)
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах...
(Св. Евангелие от Матфея 16:17)
И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты.
(Св. Евангелие от Матфея 26:39)
Как минимум эти цитаты способны доказать то, что бог и Христос — разные личности.
Христос неоднократно говорил о боге как об Отце своем, ну бредово было бы если он говорил - “кто исповедает меня пред людьми, того исповедаю я пред собой”.
Тут есть точные определения кто такой бог и кто такой Христос.
По своей сути Арианство это учение, которое пыталось рационализировать христианскую догматику, а именно привнести иерархические отношения в Троицу.
Сократ Схоластик называл Ария “человеком не без знания диалектики”, то бишь считал его довольно умным.
Временами кодификации христианства и выработки его догматики являлись 3 и 4 века, христианство нуждалось в дистанцировании от строго монотеистических иудеохристианских течений не только в обрядовости, но и в догматике, с другой же стороны избегать сходства с эллинским политеизмом.
Как бы странно это не звучало, но именно Арианство способствовало созыву первого Вселенского собора, ведь именно там утвердили догмат Троицы, а вместе с ним и догмат о божественности Христа как Бога и Сына Божьего. Между тем споры продолжаются и сейчас, отчасти из-за того, что связаны с дополнением Никео-Цареградского Символа веры на Толедском соборе 589 года, положением что Святой Дух исходит и от Бога-Сына (Христа). Это положение получило название “филиокве”, что в переводе означает “и от сына”.
Это положение послужило одним из формальных поводов разделения Церкви в 11 веке на православную (которая не приняла данный догмат) и католическую.
Увы, но Арианство исчезло в раннем средневековье, в отличие от Несторианства.
Интересный факт — Исаак Ньютон являлся сторонником данного течения, в ходе изучения библейских текстов он пришел к выводу что Афанасий Великий совершил подлог, а именно — вставил в текст священного писания важнейшие слова которые подкрепляли его доводы (Афанасия) о том что Христос является богом. Римская церковь поддержала Афанасия в этом деле, но это искажение священных текстов стало причиной искажения христианского вероучения.
Ньютон считал, что чистота веры свойственная раннехристианской церкви была подменена иллюзией Троицы, так же Ньютон заявил, что священники и епископы церкви в поклонении Христу — занимаются идолопоклонством.
Выводы
Вот такая получилась история Арианства. Ересь ли это? Я думаю, что нет.
Любая (или почти любая) теория достойна на существование, естественно в том случае если она хоть как-то подкрепляется аргументами, доводами. Беда в том, что властолюбие и прочие пороки людей навредили христианству, уничтожено было немало материала по учению Ария, а где правда то? Кто знает? Надо думать самим.