Найти в Дзене
Александръ Люлька

Отецъ Сергій гражданинъ Романовъ

фото ВВС
фото ВВС

Сперва рассказъ одного пожилого архіерея о постсовецкихъ временахъ. Уже не помню, о какихъ въ точности годахъ рѣчь, но то и не слишкомъ важно. Епископа одной крупной территоріальной единицы — будемъ называть её губерніей, — пригласили въ высокій кабинетъ, гдѣ въ порядкѣ бесѣды губернаторъ сообщилъ ему слѣдующѣе.

— У меня, товарищъ владыка, въ губерніи N храмовъ и M монастырей стоятъ въ запустѣніи.

Или ты ихъ подъ себя берёшь и приводишь въ порядокъ, — ну чтобы тамъ богослуженія эти ваши были и купола позолоченные, — или я ихъ передаю другимъ религіознымъ организаціямъ. Ихъ у меня цѣлая очередь выстроилась, готовы хоть завтра… свидетели какіе-то, святые седьмаго дня… Но я же типа православный, я въ первую очередь рѣшилъ тебѣ предложить. Думать тебѣ два дня.

Ситуація.

Либо находишь гдѣ-то срочно дюжину другую “лишнихъ” поповъ, либо своими руками отдаёшь православные храмы и весь регіонъ волкамъ и хищникамъ.

Я тогда, — продолжилъ Владыка, — всехъ алтарниковъ и даже шофёровъ рукоположилъ. Всехъ, кто при Церкви былъ мужеска полу, лишь бы не психъ и не алкоголикъ. Постѣпенно устроилось. Выучили чинопослѣдованія службъ, научились читать на церковнославянскомъ. Одного за другимъ лучшихъ отправлялъ въ семинаріи, кто и своимъ умомъ да благодатью Божіей доходилъ. Благодать она дѣйствуетъ объективно. Если постоянно служишь, слушаешь со вниманіемъ да чистымъ сердцемъ участвуешь, то оно что нужно впитываетъ. И книжекъ со временемъ стало больше появляться о вѣрѣ, о духовной жизни. Но у кого-то и крыша поѣхала, не безъ того…

***

Такая исторія. Я такъ понимаю, что “отецъ Сергій” (Романовъ) какъ разъ изъ такихъ. Не въ смыслѣ, что изъ тѣхъ, но изъ подобныхъ.

Кадровъ сейчасъ везде дефицитъ. И у Путина, и у Патріарха, и темъ болѣе въ епархіяхъ.

Приходитъ человѣкъ въ Церковь. Исповѣдуется, причащается, помогаетъ чемъ по хозяйству или сторожемъ устраивается. А настоятель къ нему присматривается тоже.

Если мужчина, да холостой или первымъ бракомъ, да не душегубъ и не бухаетъ — это вообще на вѣсъ золота. И не только въ храмѣ. Но потенціальный кандидатъ на хиротонію.

Часто это такой, который называется на внутрицерковномъ сленгѣ бывшій “благоразумный разбойникъ”. Или изъ военныхъ. Изъ нихъ тоже выходятъ “священнополковники”.

Вы можетъ и смѣётесь, а у каждаго есть шансъ стать святымъ. И даже — а можетъ быть особенно, — у бывшихъ разбойниковъ.

Но это если никого не убилъ.

Тутъ каноническое препятствіе. Если даже неосторожное убійство произошло, напримѣръ, ѣхалъ священникъ за рулёмъ, а ему подъ колёса кто-то упалъ по пьяни. И не виновенъ священникъ, а всё одно — положено его отстранять. Не могутъ быть руки іерея Божія обагрены кровью. Несовмѣстимо это со священническимъ саномъ.

Однако, какъ говорится, на каждое каноническое препятствіе бываетъ архіерейская икономія. Сиречь снисхожденіе.

И это правильно, но въ разумныхъ предѣлахъ.

А когда въ неразумныхъ, то получаются такіе чудотворцы какъ Романовъ.

По началу, когда человѣкъ только приступаетъ къ служенію, онъ какъ правило искренне старается стать православнымъ. То есть отойти отъ былыхъ грѣховъ, не поддаваться страстямъ, пріобрѣсти соответствующіе знанія. Его намѣреніе совпадаетъ съ “векторомъ” благодати въ его жизни. Благодать же немощная врачующи и оскудевающая исполняющи проручествуетъ” всякаго вѣрнаго на правильномъ узкомъ пути. И возрастаетъ человѣкъ, иногда довольно скоро.

Вокругъ него начинаетъ собираться группа его собственныхъ прихожанъ, которые идутъ именно къ нему, которые заглядываютъ ему въ глаза, ловятъ каждое слово, слетающѣе съ устъ его. И будутъ готовы за него въ огонь и въ воду. Потому что увидели въ нёмъ образцового пастыря, совпадающаго съ ихъ личными представленіями.

Священникъ онъ строгій (какъ правило), самоотверженный (это всегда чувствуется), доступный…

И какъ выше сказалъ, черезъ него дѣйствуетъ благодать Божія. Если у такого хорошо подвешенъ языкъ, то становится онъ районнымъ, а потомъ и областнымъ златоустомъ. Ему начинаютъ нѣсти подарки, деньги. Черезъ какое-то время и довольно крупные. Наконецъ реально большіе. Онъ начинаетъ что-то строить, реставрировать.

И архіерей ему можетъ довѣрить какіе-нибудь древнія развалины подымать или новый монастырь строить.

А на кого архіерею положиться? Вотъ на такого бодраго, активнаго, по всему глядя, вѣрнаго.

Да и какъ архіерей можетъ за всеми услѣдить? У него одного заботъ — за всю епархію. А въ епархіи, какъ при склерозѣ — каждый Божій день новости.

То монахиня вдругъ женится, то попъ какой разводится, то прихожане на своего настоятеля телегу накатали. И непрерывном режимѣ дыры затыкать въ режимѣ “носъ вытащилъ, хвостъ увязъ”.

Такъ оказывается нашъ герой безъ присмотра. И уже на отвѣтственномъ посту.

А это значитъ, что сталкивается съ искушеніями другого порядка. Съ такими, съ которыми прежде дѣла не имѣлъ. И если онъ себя не пріучилъ къ трезвенію, если онъ не поётъ ежедневно, какъ Цой: Слѣди за собой, будь остороженъ! Слѣди за собой!.. — всё можетъ кончится катастрофой. Кораблекрушеніемъ въ вѣрѣ, какъ пишетъ про такія случаи святой Апостолъ Павелъ.

Нѣтъ въ природѣ негордыхъ людей.

И когда съ тобой годами никто не споритъ, когда всякое твоё слово воспринимается за истину въ предпослѣднѣй инстанціи (послѣдняя — это профессоръ Осиповъ, конечно), то ты самъ незамѣтно начинаешь вѣрить, что всё, что ты говоришь — это Православіе.

А тутъ ужъ одинъ шагъ до осознанія, что Православіе — это то, что ты говоришь.

И тогда рано или поздно находитъ коса на камень.

Коса твоей личной всесокрушающѣй вѣры и безконечной убеждённости въ собственной правотѣ.

На Камень.

Камень же бе Христосъ(1Кор.10:4).