Согласитесь, сейчас фильмов по классике, тем более русской, где все герои без устали рефлексируют, снимают редко. А те картины, которые всё-таки выходят, почему-то не производят впечатления на зрителей. Многие по-прежнему за образец берут советскую киноклассику, будь то «Анна Каренина» с Татьяной Самойловой или «Хождение по мукам» , хоть 1957, хоть 1977 года. Одним из самых сложных для экранизации русских авторов считают Фёдора Михайловича Достоевского, чьи персонажи особенно много времени проводят в размышлениях. Браться за такие произведения боязно: есть риск упустить многое и не донести до аудитории суть происходящего, а не внешнюю оболочку. Именно
это и попытался сделать режиссёр Иван Пырьев, когда затеял постановку «Братьев Карамазовых» в середине шестидесятых.
Пырьев снискал славу как режиссёр фильмов лёгких, нарядных, красочных, но с возрастом его стали интересовать истории более глубокие и серьёзные.
Достоевским он увлекался давно и годами вынашивал идею экранизировать его. Первой попыткой стал вышедший в 1958 году «Идиот», и это было несомненной удачей. Спустя год появились «Белые ночи», которые, увы, зрителей разочаровали. Спустя несколько лет Пырьев снова вернулся к Достоевскому и написал сценарий «Братьев Карамазовых», а потом и приступил к постановке.
Будучи уже человеком взрослым, опытным режиссёром и чиновником, Пырьев, конечно же, учёл ошибки «Белых ночей» и сделал всё, чтобы новый фильм вошёл в число фильмов заметных. На главные роли отобрали актёров с именем, настоящих звёзд, которых зрители боготворили - Кирилла Лаврова из БДТ (Иван Карамазов) и вахтанговца Михаила Ульянова (Митя Карамазов), на счету которых были уже яркие роли.
Пырьева (а после и публику) не смутил даже возраст исполнителей: Митя и Иван были людьми молодыми, актёры же были сорокалетними.
Единственным не особенно опытным и известным среди кинобратьев был исполнитель роли Алёши Андрей Мягков, почти неизвестный артист. Ему тоже было под 30, когда он играл совсем юного Карамазова, но в это как-то не верится.
Роль Карамазова-старшего отдали звезде МХАТа Марку Прудкину, и это решение было одним из самых удачных. Фёдор Павлович Карамазов в исполнении Прудкина оказался настолько литературным, он настолько соответствовал описанному в романе герою, что, кажется, актёр буквально влез в шкуру персонажа.
Похожая история случилась и с исполнителем роли Смердякова Валентином Никулиным. Валентин сделал Смердякова по-настоящему отталкивающим, отвратительным, и дело тут не столько во внешности, сколько в какой-то особой пластике, повадках, манерах, которыми актёр наградил слугу.
Интересно, что если большинство мужских образов в «Братьях Карамазовых» аудитория оценила высоко, то по поводу женских возникли разногласия.
Лионелла Пырьева, сыгравшая Грушеньку, и Светлана Коркошко в роли Катерина Ивановны многим показались излишне театральными, чрезмерно пылкими и даже отчасти истеричными.
Из-за этого экранизацию даже называли «шекспировской», подразумевая, что в «Братьях Карамазовых» преувеличенная страстность бьёт через край.
Когда Иван Пырьев взялся ставить картину, ему было за шестьдесят. Но возраст не был для режиссёра помехой в работе, он отдавался съёмкам с прежней энергией, постоянно работал с актёрами, не признавая отдыха. К сожалению,
уже немолодое сердце Пырьева не выдержало такой беспощадности: в разгар съёмок он ушёл из жизни. Завершать ленту пришлось актёрам Михаилу Ульянову и Кириллу Лаврову.
Конечно, сложно говорить, что фильм «Братья Карамазовы» - это дословное изложение романа. Несмотря на то, что картина состоит из трёх серий, вместить в неё все сюжетные линии не получилось. Да и перенести философию романа на экран тоже удалось не в полной мере, если это вообще возможно, когда речь идёт о Достоевском. Тем не менее,
последний фильм Пырьева - несомненно одна из лучших экранизаций русской классической литературы и несомненная советская киноклассика.
Когда я готовила материал, я неожиданно узнала, что, оказывается, десять лет назад вышел российский сериал «Братья Карамазовы». Почему-то это событие прошло мимо меня, так что если вы смотрели сериал, то поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о самой экранизации и работе актёров.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296