Найти тему
Москва галерейная

Карантинная серия игр «Всё по 100»

Наблюдать за аукционными торгами – любопытное занятие. Хороший пример – аукцион VLADEY. С началом пандемии коронавируса и введением режима самоизоляции, VLADEY стал проводить «карантинные» торги «Всё по 100», подборки которых отличаются всеядностью, хорошие работы запросто соседствуют с посредственными, а стартовая цена любого лота – 100 евро. Для искусства, даже небольшой работы неизвестного автора, это низкая цена: редко что-то уходит с молотка, не преодолев отметки хотя бы в 300 евро. Поэтому, с одной стороны, эти торги – крайне заманчивая перспектива для тех, кто хочет купить искусство недорого, а с другой, удивление для них же, когда облюбованная работа на торгах достигает стоимости в 10 000 евро и выше. В итоге, все выставленные на торги работы, за редкими исключениями, так или иначе уходили плюс-минус за свою рыночную стоимость.

Иван Симонов. Виртуальная любовь из проекта "маленькиелюди". Торги "Все по 100 на карантине VIII"
Иван Симонов. Виртуальная любовь из проекта "маленькиелюди". Торги "Все по 100 на карантине VIII"

Отчасти это можно объяснить большим количеством участников торгов. Всего с начала серии (4 апреля) прошло 12 торгов «Всё по 100 на карантине», из них один благотворительный и один кураторский аукцион, а также одни классические торги. В отдельных случаях число участников достигало 200 человек. И каждый раз 100% проданных лотов. Это говорит о том, что самоизоляция и пандемия изменили не только быт, но и отношение к потреблению. Покупка искусства обычно происходит не от желания развлечься или закрыть дырку над диваном. Как правило, такие вложения – это инвестиции на долгосрочную перспективу, которые становятся особенно актуальными в момент кризиса. Новые условия заставили людей, располагающих свободными средствами, массово обратиться к покупке искусства.

Торги формата «Всё по 100» всегда были привлекательными для коллекционеров из-за своей доступности. До пандемии бывало такое, что на классические торги можно было зарегистрироваться даже в тот момент, когда они уже начались, а на «Всё по 100» из-за большого числа желающих регистрация закрывалась за несколько часов до аукциона. Но раньше торги вызывали ажиотаж ещё и потому, что проходили всего несколько раз в год. А в месяцы карантина, когда они проходили каждую неделю, налицо стало значительное увеличение спроса на современное искусство.

Как показали прошедшие 27 июня классические торги – цена имеет значение. С 30 000-50 000 евро расстаться гораздо сложнее, чем с 300-500. Поэтому, несмотря на то, что за каждый лот боролось значительно меньше участников, чем за лоты на карантинных «Всё по 100», аукцион проходил долго и трудно. В итоге были проданы 53 лота из 113, то есть чуть меньше 50%. Это говорит о том, что психологически покупателю легче дойти до эстимейта (средней рыночной стоимости работы) от 100 евро, чем когда стартовая цена уже в начале торгов очень близка к нему.

В разные периоды карантина активность участников аукциона «Всё по 100» менялась. Некоторые лоты достигали отметки в 1000 евро за считанные минуты. Некоторые медленно и поступательно добирались до этого уровня и выше. К середине мая снизилась общая активность, но потом снова возросла, «наверстав» упущенное.

Аукцион – это игра и азарт. Можно примерно спрогнозировать, чем обернется борьба за тот или иной лот, но результаты часто становятся непредсказуемыми. Поэтому такой формат, как «Всё по 100» может стать хорошей площадкой для первых эмоциональных приобретений, которые впоследствии приведут к серьезному коллекционированию. И это очень важно и значимо для общего состояния арт-рынка. Но как долго просуществует такой активный спрос – покажет время. Пока же, как мы видим, VLADEY не собирается останавливаться на достигнутом, анонсировав торги «Всё по 100» на несколько ближайших суббот.

Текст: Варвара Муратова

telegram @moskvagalereinaya

instagram @mgdaily__