Сижу на скамейке в парке и читаю сборник Людмилы Улицкой «О теле души». Мимо мамочки везут малышей в колясках, вдалеке рыбаки дремлют, глядя на поплавки, о чем-то шумно беседуют две девушки, замотанные работой и мечтающие все бросить и укатить к морю…
Сборник посвящен подругам и открывается поэтическим эпиграфом:
"Я люблю вас, подруги, за ваше веселье и верность,
за добро и за щедрость,
за то материнское чувство,
к которым вы склоняетесь к малым и слабым, пусть хоть
мышь, хоть лягушка,
не то что дитя человечье".
Героини Улицкой живут в городе, они часто одиноки, застенчивы, внешне неприметны, но в бытовой суете находят время для жизни души: ходят в театры, на концерты, если теряют работу, довольствуются простеньким заработком – присматривают за чужими детьми. А иногда, как Алиса, попадают в страну чудес, где есть любовь в 64 года, заботливый мужчина, «ожог неожиданного полного доверия». Вот эти пробуждения души, высвобождают из кокона одиночества и заставляют жить для близкого человека, когда даже завтрак – чудо, когда можно щедро дарить радость прикосновений, слов, заботы.
Почти про Золушку история «Иностранка». Простоватая мамочка для дочери-старшеклассницы Лили сватает арабского аспиранта-математика. В день рождения внучки Виктории Салих исчезает, уезжает на родину. Только сны про белые туфли-лодочки связывают Лилю и Салиха. А потом происходит чудо: их души соединяются, преодолевая разлуку, недоверие, расстояние.
Сестры Нина и Лидия, героини рассказа «Благословенны те, которые», всю жизнь чувствовали, что мама Александра Викентьевна любит только свою лингвистику, ученые труды, лекции и аспирантов. Они всегда были далеки от нее, росли на попечении бабушки и домработниц. Что откроет им дом мамы, ее записки после смерти Александры Викентьевны? Кому адресованы послания на камушках, перебирая которые женщины почувствуют душевный скрежет?
«Человек в горном пейзаже» - история внешне неприметного Толика и его мамы Валентины, живущих к коммунальной квартире тихо и неприметно. Душу Толика пробуждает не школа, не армия, не работа, а увлечение фотографией. Именно наблюдательность, созерцательность распахивают душу этого замкнутого человека миру, когда он овладевает приемами фотосъемки, проявки. Глядя на мир, он думает о том, как отразить этот момент, настроение, впечатление в кадре, под каком углом, при каком освещении. Памир Карадаг, Восточные Каракумы… Весь мир открывается этому почти бессловесному профессионалу. Именно за рамки этого мира его душа по каменистой дороге уходит в вечность.
После каждого рассказа я делаю паузу: смотрю, как проплывают над парком облака, слышу, как поют в пруду лягушки, чувствую запах свежескошенной травы. А что, если вот тот малыш на велике, - будущий гонщик, вдруг в теле его души уже есть безудержная сила, страсть к движению, мощь и напор. А может, рыбак-профессор математики, который прячется под бейсболкой от сложной задачи, которая днем и ночью не дает ему покоя. А те девушки-стрекозы расправили прозрачные крылышки и упорхнули к морю.
Что вы чувствуете, читая произведения Людмилы Улицкой?
Понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь на канал "Фильмокнижие"