В Сибири появился новый авиамузей под открытым небом.
Он находится возле аэродрома «Танай», где предлагают прыжки с парашютом. Это 150 км от Новосибирска по трассе Р-384 (К-19) в сторону Ленинск-Кузнецкого. До Ленинска примерно 70 км, от столицы Кузбасса, города Кемерово, — 120 км.
Раньше здесь на поляне — перед гостиничным комплексом для парашютистов — был только один самолёт на постаменте. Кажется, долгое время это был Як-52. А теперь вместо него — советский истребитель 1930-х годов И-16, известный в просторечии как «ишачок».
Возле аэродрома — гостиница. Внешне вполне ок, как внутри — не знаю, не был. Мы заехали буквально на полчаса, увидев с трассы обилие техники: кроме И-16 несколько Як-52, вертолёты Ми-2 и Ми-8, чешский самолёт L-410 в необычной расцветке и даже более современный истребитель, который я не сразу идентифицировал. Сейчас покажу.
Но сначала ещё одна фишка локации — тут есть вот такие бассейны. Коттеджи с открытыми бассейнами находятся за зданием гостиницы.
Но нам лучше идти в обратную сторону — по направлению от гостиницы к трассе. Именно здесь и располагается техника. На мой взгляд, самый интересный экспонат в Танае на сегодня — это МиГ-23УБ, советский истребитель третьего поколения с изменяемой стреловидностью крыла:
Тот самый истребитель, что я не сразу распознал. Издалека он напомнил мне Су-15, советский перехватчик, известный в том числе атаками на южнокорейские «Боинги» (707 и 747), которые нарушили границы СССР в конце 1970-начале 1980 (ссылки на эти истории приведу ниже).
В отличие от Су-15 у МиГ-23 силовая установка представлена одним двигателем — пожалуй, это самое яркое внешнее отличие для таких дилетантов, как я. :)
МиГ-23 производились в 1969-1985 годах, участвовали во многих военных конфликтах, в частности, в Афганистане.
Был в истории этого типа самолётов и очень не обычный прецедент — 4 июля 1989 года советский МиГ-23 пролетел 901 км без пилота (!) над территорией ГДР, ФРГ, Нидерландов и Бельгии. Когда кончилось топливо, он упал на жилой дом недалеко от границы Бельгии с Францией.
Причиной инцидента стал временный сбой в работе двигателя (помпаж). Лётчик принял его за отказ силовой установки, направил самолёт в сторону от населенных пунктов и, получив разрешение начальства, катапультировался. Но единственный двигатель МиГ-23 заработал снова — самолёт набрал скорость и высоту и натворил делов. При падении самолёта погиб один человек (19-летний бельгийский парень, оказавшийся в роковой момент в родительском доме).
Американские лётчики, вылетавшие на перехват на истребителях F-15 с авиабазы в Нидерландах, были сильно удивлены, когда увидели летящий на высоте 12000 метров на скорости 740 км/ч советский МиГ-23 — самолёт был не только без пилота, но и без фонаря кабины. Американцы не решились сбивать МиГ-23 — он шёл над густонаселёнными районами, сложно было предсказать, куда рухнет. В итоге всё равно без потерь не обошлось.
Что-то я отвлёкся. :) Кроме МиГ-23УБ есть в этом музее под открытым небом и другие интересные экспонаты.
Снимал я не все машины. Установленный недалеко от МиГ-23 вертолёт Ми-8 стоит пока без лопастей, очевидно, работы на нём ещё не закончены. Фотографировать его я не стал. Как и несколько других экспонатов — кроме авиатехники на поляне есть и «земная», в частности, БРДМ. Я зафиксировал самое интересное, на мой взгляд — из той авиатехники, что уже внешне вполне готова к показу и смотрится здорово. Например, чешский двухмоторный многоцелевой самолёт L-410.
L-410 на аэродроме Танай используют для тренировок парашютистов. Конечно, не этот экспонат, а другой подобный самолёт.
Машина довольно симпатичная. И практичная — этот тип самолётов начали выпускать ещё в 1969 году, и до сих пор «Элька» производится.
Здесь можно увидеть первый советский серийный вертолёт Ми-1. Он производился в 1950-1965 годах.
Пришедший ему на смену Ми-2 производился в 1965-1998 годах.
Як-52 — популярный советский спортивно-тренировочный самолёт.
Я не видел новостей об открытии этого музея под открытым небом — вполне возможно, что они будут позже. И что назовут это дело не музеем, а как-то иначе. Может быть, кроме ещё не полностью подготовленного Ми-8 здесь будут и другие экспонаты — было бы здорово. Но уже сейчас эта локация — хороший повод немного отдохнуть с дороги и прогуляться. Тем более, вход свободный, есть удобный заезд и парковка возле гостиницы.
Спасибо за внимание!