Давайте вспомним об одной из самых приятных сторон авиаперелета – о еде на борту. Итак, пристегнулись, облизнулись… Приятного полета аппетита!
Тогда и сейчас
В 1938 году Boeing 307 Stratoliner стал первым самолетом, на борту которого появилась кухня. Подавали жаренную курицу и бесплатные сигары. Середина 1940-х – золотое время гастрономических изобилий. С этого периода среди авиаперевозчиков началось соревнование. С помощью разнообразия еды авиакомпании стали завлекать клиентов. Золотое аппетитное было время!
Но с ростом рынка авиаперевозок авиакомпании стали экономить буквально на всем, в том числе и на бортовом питании. Так, компания American Airlines сэкономила 40 тысяч долларов в год, убрав по одной оливке из каждого своего салата. Еда в самолетах стала более простой и пресной в эконом-классах. В бизнес-классах распространение изысканных и разнообразных блюд не отменилось. Например, «Аэрофлот» привлекает знаменитых шеф-поваров, которые разрабатывают меню для пассажиров бизнес-класса. Оно меняется раз в три месяца. В разное время на борту можно было попробовать специалитеты от обладателей мишленовских звезд.
LSG Sky Chefs – самая крупная компания по производству еды. Компания сотрудничает более чем с 300 авиаперевозчиками, производя до 460 миллионов бортовых обедов в год. Еду тестируют в специальных лабораториях, чтобы понять, насколько она хороша на вкус.
Самые известные факты о еде
1. Меню определяется на год вперед. Потому что:
- надо исключить недостачу перед рейсом;
- количество продуктов определяется бюджетом;
- сезонное меню обходится перевозчикам значительно дешевле, чем подача одних и тех же блюд весь год (ведь одной из самых главных задач для авиаперевозчиков является экономия).
2. Пищу специально пересаливают. В самолёте рецепторы работают по-другому. Как только самолёт набирает высоту, давление воздуха на борту снижается, уровень влажности падает, что оказывает влияние на восприятие вкуса. На большой высоте пассажир перестаёт чувствовать сладкое и солёное. Мы воспринимаем еду на язык, но более значительную роль в восприятии играет запах. Поэтому авиакомпании специально добавляют в пищу больше соли и перца, чтобы на высоте еда казалось такой же насыщенной.
3. Громкий шум салона может повлиять на вкус еды. Слух может также повлиять на то, как вы воспринимаете еду. Согласно исследованиям, постоянный громкий звук во время еды может привести к тому, что еда станет менее сладкой или менее соленой для вас.
4. Безопасная еда важнее вкусной. Большинство авиакомпаний не использует свинину, рыбу или мясо с мелкими костями, а также фрукты с крупными косточками. Под запретом скоропортящиеся продукты, например, творог, а сырые яйца заменяют более безопасным меланжем, он пастеризован. В десертах вы не встретите крем на сливочном масле или сливки, у них слишком небольшой срок годности. Яркие специи и пряности тоже не в почете, чтобы в салоне не пахло едой.
5. Если рейс задерживается более чем на шесть-восемь часов, то еда, уже загруженная в самолет, выбрасывается. Все продукты будут заменены, чтобы обеспечить их безопасность и качество.
6. Пассажиры и пилоты едят разную еду. Для пилотов составляется специальное меню, питание должно быть разнообразным и безопасным. Для каждого пилота касалетка с едой подписывается, чтоб в случае отравления знать, какая пища спровоцировала ухудшение состояния. Второй пилот ест другой набор продуктов, соответственно, он может в случае несварения у первого взять на себя управление штурвалом и посадить самолет.
7. Еда в самолете зависит от сезона, летом преобладают овощи и рыба, зимой обеды сытные и согревающие – гарниры и мясо. Длительность полета также играет роль – на дальние расстояния выдается комплексный обед, на короткие – небольшой перекус. Зависит еда от класса обслуживания и бюджета авиакомпании. Также есть возможность заказать специальную еду, например, детское или диетическое блюдо, либо в зависимости от национальных или религиозных традиций.
Интересная статистика
Компания British Airways, посчитала, сколько съедают и выпивают пассажиры в год:
- 40,5 тонн курицы
- 6 тонн икры
- 22 тонны копченого лосося
- 557 507 коробок шоколада
- 90 000 бутылок шампанского
Singapore Airlines на еду тратит 700 миллионов долларов в год. 16 миллионов – на вино. Пассажиры первого класса каждый месяц выпивают 20 000 бутылок алкоголя. Singapore Airlines – второй в мире по величине покупатель шампанского Dom Perignon.
Lufthansa - рекордсмен по поеданию икры. Каждый год компания закупается около 8 тоннами деликатеса.
Текст: Кристина Черкасова
Продолжение следует