Во второй половине XVII века на Руси правил Федор Алексеевич. Его неумелое властвование привело к отсутствию средств в казне, из-за чего жалованье стрельцам выплачивалось несвоевременно. К тому же командиры злобствовали и досаждали вояк поборами. Все это вызывало протест в рядах стрельцов, которые сначала тихо роптали, а потом начали готовить бунт.
Весной 1682 года государь почил и не оставил себе замену. По этой причине началась борьба за власть между боярскими родами Нарышкиных и Милославских. Путем голосования верх взяли Нарышкины, и царем стал Петр. Недовольные ситуацией Милославские стали повсеместно поддерживать мятеж, полагались на стрельцов и запугали их предстоящими лишениями и гонениями. Служивые отказались подчиняться командирам и захотели насильственно посадить на престол царицу Софью.
В конце мая 1682 года вояки ринулись в Кремль и пленили все руководство страны. Нарышкина долго пытали, а потом казнили. Власть понесла огромные потери, и страной некому было править, ведь малолетний Петр был немощен и слаб. Так продолжалось включительно до 1689 года. Бразды правления пришлось брать в свои руки регентше Наталье Кирилловне. Но беспомощная женщина не смогла отговорить стрельцов от продолжавшихся нападок. Напряженность между ратниками и правительством были на руку царевне Софье, которой получилось обманом и устрашением разогнать остатки последователей несовершеннолетнего царя. Вся власть оказалась в руках непокорной Софьи, и ей удалось создать более твердую и уверенную директорию. К власти допустили угодных бояр, среди которых был князь Хованский, руководивший стрелецким восстанием.
Узурпаторша и ее свита, опершись на дворянское сословие, решили избавиться от стрельцов, так как их бунты и требования продолжались. Было решено перейти к институту регулярной армии, тем самым отказавшись от услуг надоевших вояк – они стали лишними в хитрых планах новой власти. Начались репрессии, в результате чего Хованский и его родственники были арестованы и казнены в 1682 году. Стрельцам без их защитника стало намного труднее, да еще их и лишили средств к существованию. Смута стала постепенно затихать, и служивые разбрелись по домам.
Неожиданно бунт вспыхнул снова, что привело к бегству из Москвы царя Петра и его приближенных. Тогда за дело взялся патриарх Иоаким, который добился прощения мятежников и все успокоились.