Подросткам 21 века повезло!
Детская литература в нашей стране начала создаваться только в XX веке, подростковая - только в XXI. Проблемы взрослых детей до этого как будто никого не интересовали, кроме Льва Толстого и Максима Горького. Видимо, этот период становления человека оставался без внимания из-за принципа - дети сразу становились взрослыми.
Современная же психология и литература богата размышлениями и опытом о сложном возрасте. Стоит только начать знакомиться с авторами разных стран.
Давид Гроссман в повести «С кем бы побегать» пишет об израильских подростках, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак в «Сиамцах» - о белорусских.
Мы же обратимся к Швеции.
Итак, первое знакомство с писательницей Катариной Киери и её повестью «Никто не спит».
Что объединяет все три названых выше книги? Повествование о трудностях, с которыми сталкивается подросток, внешние и внутренние, их преодоление благодаря семье,дружбе и любви. В произведении Киери повествование ведётся от 1-го лица, что способствует более глубокому пониманию внутренних процессов 16-тилетнего Элиаса: он наблюдает как будто со стороны за своими действиями, словами, которые порой так не кстати вырываются, и зачастую мысли и высказанное вслух прямо противоположны, а слово, как говорится, не воробей... Отсюда ещё больший укор себе самому.
Взрослым читателям ещё одна подсказка - подростку очень часто не удаётся найти баланс в своей внутренней жизни, часто он сам не рад своей вспыльчивости, резкости, упрямству, или, наоборот, неизвестно откуда взявшейся «слабости». Когда в дом приходит беда, страдает больше всех самый ранимый, беда оглушает, ослепляет, ожесточает. Но спустя какое-то время кто-то или что-то даёт толчок, вырывающий из панциря, и ты снова слышишь прекрасные звуки музыки, подпеваешь, играешь, звуками и красками наполняется весь мир, окружающий тебя, Или вдруг, пересилив себя, ты попадаешь на тренировку по джиу-джитсу, и мир переворачивается, потому что там ты встретишься взглядом с каре-зелёным. Или вдруг решишь кричать против ветра. Просто нужно отпустить боль, найти для неё выход. Не случайно в повести упоминание Вальборга - праздника прощания с зимой, когда все люди выносят на улицу накопившийся хлам и сжигают его.
Жизнь в шестнадцать только начинается. А я буду молча завидовать тем, кто только с этой книгой повстречается.