Мало уметь красиво складывать слова в предложения и говорить на простом языке. Нужно еще правильно задавать вопросы клиенту, расспрашивать его не только о том, какой текст он хочет, но и узнавать про качества продукта и проблемы, которые продукт решает.
Но и этого не достаточно, важно, чтобы сам клиент мог ответить на твои вопросы, был заинтересован в тексте и в его результате. В статье делюсь своими озарениями и лайфхаками в общении с клиентом — мотайте на ус.
Бывает два типа клиентов...
Недавно я брала интервью у ведущего косметолога в Yves Rocher. Она искренне, много и подробно рассказывала о своей работе, о людях, которые к ней приходят и давала ответы на любые вопросы. Думаю спроси я ее, какой состав у восков, она бы мне перечислила все по пунктам.
Бывают и другие случаи. Ты созваниваешься с клиентом, спрашиваешь его о продукте и пожеланиях, а он: «Вот сайт, там вся информация, напишите максимально обо всем».
На моменте согласования выясняется, что все не то, на сайте информация неактуальная и вообще «текст рекламный, надо экспертное мнение и натив». Начинаешь общаться, а клиент ничего кроме сказать и не может. А лить воду и пестрить прилагательными в тексте не хочется. Приходиться изощряться.
Добрые советы или 6 инсайтов о работе копирайтера:
⠀
- надо пытать клиента и задавать ему как можно больше вопросов, лучше даже встретиться.
Если он подкован, то все расскажет и его денюжки не пропадут, а текст даст результат. Если нет, ты переконапатишь сайты и форумы, а в итоге все равно получится фигня.
- текст ради текста, как и реклама ради рекламы — бессмысленны
- «хороший текст без помощи клиента не написать» — об этом много говорят ребята из контент-агентства «Сделаем»
- клиент должен если не любить свой продукт, то хотя бы разбираться в нем, интересоваться им и отвечать на вопросы
Если он этого делать не хочет — объясните, что без вашего тесного взаимодействия хороший текст написать не получится
- клиенты иногда думают, что ты профессионально вангуешь и читаешь их мысли, но это не так — задавайте открытые вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет»
- порой, копирайтер это и маркетолог, и аналитик, и иногда все же приходится ванговать — поэтому интересуйтесь и изучайте смежные специальности
Я уже не раз съедала собаку на том, что не задала вовремя нужных вопросов из-за своей осторожности и излишней доверчивости. Не совершайте моих ошибок.