Некоторое время назад, планируя поездку на день в Челябинск, я составил список мест, где стоит побывать. В этот список попал и "памятник первому трактору Челябинского тракторного завода". Во-первых, техника интересна и самому, во-вторых, дети очень любят всякие трактора и прочую строительную технику.
Трактор стоит на постаменте около центральной проходной завода, адрес - проспект Ленина,3.
Хочу поделиться некоторыми интересными фактами о конструкции этой модели. Это первая модель завода. Её выпускали всего четыре года с 33 по 37, хотя тираж составил невероятные по нынешним меркам 69 тысяч штук.
Прототипом был взят американский трактор Caterpillar 60. И это нормально для молодой советской промышленности тех лет. Вспомним автозавод ГАЗ и Ford, например.
Масса- 9.5 т. Коробка передач имела три ступени. Кабина открытая, как и на всех тракторах того времени.
Но самая интересна и важная особенность этой модели - двигатель. Это не привычный сейчас на тяжёлой технике дизель, а карбюраторный. Всего четыре цилиндра, но объём - 18 литров, мощность 44 кВт (примерно 60 л.с.). Но работал он не на бензине, а на лигроине - это более простой и тяжёлый продукт перегонки нефти, совершенно забытый сейчас. Дизель же, более сложный конструктивно, ещё только зарождался и осваивался промышленностью в то время на тяжёлой технике в СССР. Из-за большого расхода топлива и ёмкость бака была соответствующая - более 300 литров.
Именно эти трактора помогали выполнять планы сельскому хозяйству первых пятилеток, а каким-то довелось и вступить в войну в качестве средств буксировки тяжёлых орудий.
Причина столь короткого срока выпуска модели - освоение дизельного двигателя, который и установили в очень похожую внешне следующую модель С-65.
Несмотря на немалый объём выпуска, лишь считанные единицы дошли до наших дней.