28 июня 548 года императрица Восточной Римской империи Феодора, любимая супруга и соправительница Юстиниана I Великого (годы правления 527-565) отошла в мир иной.
Удивительная женщина!
Такие заставляют верить в то, что Троянская война началась из-за Елены Прекрасной. Другое дело, Феодора была не в пример умнее супруги Менелая и войны не допустила бы.
Эта женщина умела покорять и повелевать, была сильной, мудрой, решительной и бесстрашной.
Оценки личности и деяний императрицы в сохранившихся сочинениях, хрониках, документах, в работах историков самые разные и весьма противоречивые.
Впрочем, это и понятно.
С одной стороны она - святая, канонизирована православной церковью вместе с супругом, существует житие Юстиниана, в которых много говорится и о его жене.
С другой Прокопий Кесарийский, непосредственный свидетель событий и близкий к императорской семье человек, в своей «Тайной истории» так прошелся по императрице, что превратил прямо-таки в монстра, фурию, злобное чудовище на троне.
А наиболее парадоксально то, что самые положительные характеристики императрицы давали монофизитские церковные иерархи - еретики и враги православной церкви.
С «Тайной историей» все более-менее понятно. Обиженный на опалу полководца Велизария, чьим секретарем он был, и собственные связанные с этим трудности, Прокопий не скупился на желчь в адрес императора и его семьи, доходя до безумных фантазий на тему: «Юстиниан - воплощение дьявола». При этом он приводил подчас достоверные (или казавшиеся ему достоверными) факты, но интерпретировал их так, что мало не покажется никому...
А уж Феодору просто с наслаждением облил грязью, обвинив практически во всех грехах и пороках разом.
Кстати, уж кому, но только не Прокопию говорить по поводу сомнительного происхождения императрицы.
О его собственном происхождении тоже ничего не известно. Его хорошее образование и успешная придворная карьера в данном случае ничего не значит. В ту смутную эпоху знатное происхождение давно не было гарантом успешной карьеры, даже Восточной империи, где исправно работали все властные институты. Напротив, все чаще важнейшие посты, а порой, и трон занимали амбициозные выскочки из низших слоев или вообще варвары, сделавшие ставку на служение империи. Императорами становились полуграмотные крестьяне.
Кстати, сам Юстиниан был выходцем из крестьянской семьи, его дядя Юстин I (годы правления 518-527) правил, однако не умел читать (как и Карл Великий, кстати говоря).
Что же касается бурной молодости Феодоры...
Не более она бурная, чем у той же Галлы Плацидии. Просто Галле доводилось делить ложе и вступать в браки все больше с германскими королями, придворными сановниками, а Феодора имела дело с людьми рангом ниже. Однако сведения о том, что она была гетерой, нигде, кроме памфлета Прокопия, не встречаются. Про работу в цирке пишут и другие. Но это не предполагает непременно непристойного образа жизни. Опять таки только Прокопий пишет о том, что будущая императрица в Александрии зарабатывала на жизнь проституцией.
Впрочем, если даже так и было. Не нам ее судить. Кто знает, что толкнуло девочку, с детства привыкшую бороться за существование и обеспечивать себя, на этот путь. Кроме того, если даже Феодора занималась подобным делом, она была не просто продажной девкой, а, скорее, гетерой. Мужчины ценили не только ее красоту и доступность, но и ум, изящество, остроумие, любили проводить с ней время помимо постели. Таис Афинская ведь тоже не была монашкой, что не мешает нам ей восхищаться.
С тех пор, как Феодора вступила в брак с Юстинианом (это произошло примерно в 525 году, венчались они в соборе Святой Софии, еще старом), императрица ни в чем предосудительном замечена не была.
Даже жестокий анекдот Прокопия про страсть императрицы к рабу-варвару Ареовинду не находит подтверждения в других источниках.
Кстати, тетушка Юстиниана императрица Евфимия (жена Юстина) была против их брака. И влюбленные чтили ее волю: не узаконивали свои отношения вплоть до ее смерти.
Еще один любопытный факт. Ради этого союза был даже изменен закон Константина Великого, запрещавший браки патрициев с женщинами низкого происхождения. Впрочем, патрицием Юстиниан стал постольку поскольку, да и само понятие патрициата в VI веке уже почти нивелировалось. Этот титул давался германским вождям, успешным выскочкам непонятно какого роду-племени, приближенным за хорошую службу. Так что смысла в этом законе на тот момент не было никакого.
В браке Юстиниан с Феодорой прожили почти четверть века. Все это время императрица была другом, помощницей и доверенным лицом своего супруга, принимала государственные решения, раздавала и отнимала должности, решала важные дела.
Характер у нее, видимо, был волевой, решительный, даже жесткий.
Об этом свидетельствует известный эпизод, связанный с восстанием «Ника».
Это восстание 532 года было крупнейшим в истории Константинополя, да, пожалуй, и Византии. В городе происходило Бог знает что, толпа громила богатые дома, убивала знать, творила всяческие жестокости. Гарнизон справиться с мятежом не мог. При дворе возникла паника, сам Юстиниан был смертельно напуган и даже хотел бежать из города.
Тогда на авансцену вышла Феодора. Согласно Прокопию и другим источникам, она выступила перед двором и супругом и сказала следующее:
«Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагой. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, ничего не остается другого, как только устроить их лучшим образом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тот, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть — лучший саван».
Эту речь Прокопий приводит в «Трактате о Персидской войне» - труде, написанном в период, когда он был еще вполне лоялен к семейству императора. Так что наверняка не выдумывает.
Может быть, императрица не произносила именно этих слов. Уж больно ее речь напоминает выступление Артемисии перед Саламинской битвой из трудов Геродота. Но, думаю, суть летописец передал верно.
Впрочем, меня этот эпизод совершенно не удивляет. В истории бывали случаи, когда именно решительные и умные женщины спасали государство и монархию. В 1557 году испанские войска были в нескольких днях пути от Парижа, в Иль-де-Франсе царила паника, разбитая французская армия была не в состоянии остановить захватчиков, а парализованный ужасом король Генрих II потерял способность мыслить и принимать решения. Тогда его супруга Екатерина Медичи, выступив перед парижскими буржуа, вдохновила их спонсировать новый набор армии и прекратила панику. Так Париж и Франция были спасены смелой, решительной женщиной. Впрочем, Черная Королева не единожды спасала свою страну. А если вспомнить бурную деятельность неутомимой Алиенор Аквитанской, то удивляться перестаешь вовсе.
Так в 532 году Феодора спасла, если не византийскую монархию, то, по крайней мере, сохранила власть любимого супруга.
Это, конечно, не отменяет и не оправдывает жестокости, с которой было подавлено восстание «Ника». Но в данном случае речь о другом. Впрочем, если по гамбургскому счету, выбора у Юстиниана, в сущности, не было. Вопрос стоял ребром: либо он справляется с восставшими, не важно, каким способом, либо прощается с короной и головой.
Думаю, после этих событий император по-новому взглянул на любимую супругу, еще больше стал ее ценить и уважать. Ведь она честно разделила с ним не только опасность, но и бремя пролитой крови.
Вообще, это была удивительная царственная пара.
Поразительнее всего, что они действительно любили друг друга всю жизнь, доверяли и помогали друг другу во всем.
Юстиниан, кстати, так и не женился после смерти Феодоры, хотя пережил супругу на 17 лет. А ведь их брак был бездетным, император вполне мог оправдать второй брак необходимостью рождения наследника. Но предпочел передать трон любимому племяннику и остаться верным супруге.
Обидно, что о такой удивительной женщине сохранилось очень мало достоверных сведений, все доступные нам источники грешат претенциозностью и необъективностью. И «благодаря» Прокопию Кесарийскому отрицательный образ Феодоры оказался удивительно живуч.
Надеюсь, в ближайшем будущем появится хорошее исследование о жизни и роли этой удивительной женщины в истории Восточной Римской империи и Раннего Средневековья.