Пенсионная реформа затевалась ради двух декларируемых целей – если верить Дмитрию Анатольевичу и прочим отцам-основателям – приток денежных средств в бюджет и существенное повышение уровня жизни пенсионеров. Причем вторая очевидно вытекает из первой. В бюджет хлынут денежки, и из этого бурного потока можно ручеек и для пенсионеров отвести.
Сейчас можно смело констатировать, что обе цели провалены. Сам глава Пенсионного фонда России Антон Викторович Дроздов признал, что от повышения пенсионного возраста ни единой лишней копейки в ПФР не поступило. А раз не поступило, то с чего бы пенсионерам жировать? Вот и получается, что работающим пенсионерам пенсия не индексируется вовсе, а у неработающих индексация осталась на «дореформенном» уровне.
Могло ли быть по-другому? Да нет, конечно, и об этом заранее предупреждали все, мало-мальски разбирающиеся в экономике. Надежда пополнить кубышку за счет увеличения числа работающих стариков напоминает наивные расчеты начинающих горе-предпринимателей получить максимальную прибыль за счет установки максимальных цен. То есть, если я вместо двадцати рублей наценю товар на сорок, я увеличу прибыль вдвое. Верно? Что может быть не так в такой железной логике?
Вот так и с пенсионной реформой. Несколько миллионов человек вместо того, чтобы получать пенсию, будут еще пять лет вкалывать. Один сплошной профит для бюджета, правда?
О снижении эффективности работы, о уменьшении вливания в производство свежей крови в лице молодых специалистов и о прочих подводных камнях авторов реформы предупреждали. Тщетно.
Равняться на Европу в установлении пенсионного возраста – верх нелепости. По официальной статистике 43% российских мужчин не доживают до 65 лет. По этому показателю мы на 171-ом месте в мире. Вообще, места начиная с 167-го места и до конца списка занимают исключительно африканские страны… и Россия. Какая, нафиг, Европа?!
Европа – это 10-16%. В этот коридор укладываются практически все те страны, на которые нас призывают ровняться в возрасте выхода на пенсию. Они могут себе позволить пенсионный возраст 65 лет для мужчин. Россия – нет. И речь не только о социальной стороне вопроса, но и – прежде всего – об экономической.
Чтобы это все осмыслить вовсе не нужно быть семи пядей во лбу. Почему же были проигнорированы столь очевидные соображения?
У меня есть свое соображение, довольно экстравагантное, но имеющее право на существование. Возможно, пенсионный возраст повысили, чтобы… в нужный момент его понизить обратно.
Процитирую фрагмент романа Сергея Лукьяненко «Звезды – холодные игрушки»:
«И на всех лицах читалось облегчение и благодарность.
Как легко стать хорошим!
Надо на время отнять у людей какую-нибудь примитивную, но неизбежную потребность. А потом, барственным жестом, вернуть.
И любовь к тебе станет искренней и неподдельной».
Здесь логика может быть такой же. Забрать что-то привычное и хорошее. Затем – вернуть.
Сейчас возможная отмена пенсионной реформы – это козырная карта, лежащая в прикупе. Ее вскроют тогда и только тогда, когда без этого удержать в руках власть станет крайне затруднительно. Почти невозможно.
Тут такой нюанс возникает… Прикуп – он на то и прикуп. А ну как до этой карты кто другой дотянется? Пока, правда, такой вариант представляется эфемерным…
Сейчас время вскрывать прикуп еще не пришло. Фракция «Единой России» в Государственной думе заблокировала законопроект о моратории на дальнейшее повышение пенсионного возраста, внесенный депутатами от КПРФ и «Справедливой России». Позицию единороссов озвучила Светлана Викторовна Бессараб, член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Во-первых, слово «мораторий» она не поняла, а во-вторых, к Светлане Викторовне просто-таки толпами ходят простые россияне, чтобы поблагодарить за пенсионную реформу.
Так что до поры до времени карта полежит нетронутой.
А быть может, нет никакой карты. И все это мои фантазии. В конце концов, не стоит забывать о так называемой бритве Хэнлона. «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно адекватно объяснить обычной глупостью».
Поживем – увидим.