Найти тему
Колеса Даром

На чём держится автомобиль и безопасность в нём сидящих

Оглавление

Мало, кто из нас задумывался, но как это ни парадоксально, любой современный автомобиль со всеми вспомогательными системами, умными настройками подвески, рулевого управления и тормозной системы, всё это техническое совершенство зависит всего лишь от 4-х маленьких участков шин, которыми соприкасается с дорогой во время движения.

Площадь одного такого участка, называемая ПЯТНОМ КОНТАКТА, сравнима по размеру с мужской ладонью. Шинные инженеры стараются на практике извлекать максимальную пользу из поверхности зоны контакта для создания современных шин. А некоторые давно включили слово «Contact» в названия своих летних и зимних моделей. Угадайте, кто? 😉

Пятно контакта шины Cordiant Sport 3 (рис.1) и шины предыдущего поколения (рис.2)
Пятно контакта шины Cordiant Sport 3 (рис.1) и шины предыдущего поколения (рис.2)

Выясним, от чего же зависит размер пятна контакта, и как его форма влияет на надёжность сцепления шины с дорогой. Ведь это касается безопасности и водителя, и пассажиров.

Конструкция шины

Прямоугольная форма – идеальный отпечаток пятна контакта шины. Соответственно, задача разработчиков – сохранить такую форму при любом движении шины: прямолинейном, боковом, при разгоне и торможении. В первую очередь это достигается за счёт правильной разработки каркаса, брекера и протектора покрышки для обеспечения оптимального распределения давления на поверхности шины.

Конструкция автомобильной шины.
Конструкция автомобильной шины.

Протектор

Все замечали, что спортивные покрышки, называемые «сликами», используемые в гонках только на сухих ровных поверхностях, вообще не имеет никаких канавок. Это и обеспечивает шине максимальный контакт, а значит и сцепление с асфальтом.

Такой пример показывает, что тягово-сцепные свойства шины зависят не только от формы и размеров протекторных блоков, но и от процентного соотношения системы водоотводящих каналов и канавок, которые относятся к «негативному профилю» рисунка протектора.

На мокрой дороге без водоотводящих канавок не обойтись (эвакуация воды из пятна контакта на примере шины Nokian WR D4).
На мокрой дороге без водоотводящих канавок не обойтись (эвакуация воды из пятна контакта на примере шины Nokian WR D4).

По этой причине шинные мастера уделяют особое внимание тому, чтобы форма протекторных блоков и их опорная площадь сохранялась при максимальных нагрузках и не деформировалась на предельных скоростях.

Необходимое давление

Безусловно, на форму пятна контакта влияет и давление воздуха в шине. Если атмосфер недостаточно, то основная нагрузка приходится на плечевые зоны покрышки, что ухудшает разгон, управляемость и торможение. Если же шина перекачана, то плечевые края приподнимаются, и пятно контакта сужается до размера центральной части протектора, что влечет к уменьшению сцепления шины при манёврах и поворотах.

Площадь пятна контакта в зависимости от давления в шине.
Площадь пятна контакта в зависимости от давления в шине.

Из-за уменьшения пятна контакта неправильное давление в шине не только повышает риск ДТП, но и приводит к неравномерному и преждевременному истиранию протектора, а также к увеличенному расходу топлива. Поэтому мы настоятельно советуем поддерживать в шинах давление, рекомендованное производителем вашего автомобиля, и мониторить его 2 раза в месяц.

Правильный типоразмер шины

Размер и форма пятна контакта имеют важное значение для проявления всех функциональных качеств покрышки. Кроме того, свою роль играют и состав резиновой смеси протектора, и количество сцепных кромок, и система эффективного водоотведения. Но не менее важно учитывать массу автомобиля и её распределение на 4 точки опоры.

Как правило, серьезные шинные производители всегда тесно сотрудничают с автопроизводителями, и многие из них омологируют, т.е. совершенствуют свои шины и улучшают их технологичные характеристики согласно ходовым и габаритным особенностям определённых марок автомобилей.

Выбирайте шины по типоразмеру, рекомендованному автопроизводителем.
Выбирайте шины по типоразмеру, рекомендованному автопроизводителем.

Подводя итог вышеизложенному, выскажем главное пожелание всем автовладельцам: выбирайте для своего автомобиля шины с типоразмером, который рекомендован производителем именно вашего транспортного средства!

Будем рады, если информация была для вас полезной. Подписка на канал не возбраняется! 😉

Авто
5,66 млн интересуются