Мало, кто из нас задумывался, но как это ни парадоксально, любой современный автомобиль со всеми вспомогательными системами, умными настройками подвески, рулевого управления и тормозной системы, всё это техническое совершенство зависит всего лишь от 4-х маленьких участков шин, которыми соприкасается с дорогой во время движения.
Площадь одного такого участка, называемая ПЯТНОМ КОНТАКТА, сравнима по размеру с мужской ладонью. Шинные инженеры стараются на практике извлекать максимальную пользу из поверхности зоны контакта для создания современных шин. А некоторые давно включили слово «Contact» в названия своих летних и зимних моделей. Угадайте, кто? 😉
Выясним, от чего же зависит размер пятна контакта, и как его форма влияет на надёжность сцепления шины с дорогой. Ведь это касается безопасности и водителя, и пассажиров.
Конструкция шины
Прямоугольная форма – идеальный отпечаток пятна контакта шины. Соответственно, задача разработчиков – сохранить такую форму при любом движении шины: прямолинейном, боковом, при разгоне и торможении. В первую очередь это достигается за счёт правильной разработки каркаса, брекера и протектора покрышки для обеспечения оптимального распределения давления на поверхности шины.
Протектор
Все замечали, что спортивные покрышки, называемые «сликами», используемые в гонках только на сухих ровных поверхностях, вообще не имеет никаких канавок. Это и обеспечивает шине максимальный контакт, а значит и сцепление с асфальтом.
Такой пример показывает, что тягово-сцепные свойства шины зависят не только от формы и размеров протекторных блоков, но и от процентного соотношения системы водоотводящих каналов и канавок, которые относятся к «негативному профилю» рисунка протектора.
По этой причине шинные мастера уделяют особое внимание тому, чтобы форма протекторных блоков и их опорная площадь сохранялась при максимальных нагрузках и не деформировалась на предельных скоростях.
Необходимое давление
Безусловно, на форму пятна контакта влияет и давление воздуха в шине. Если атмосфер недостаточно, то основная нагрузка приходится на плечевые зоны покрышки, что ухудшает разгон, управляемость и торможение. Если же шина перекачана, то плечевые края приподнимаются, и пятно контакта сужается до размера центральной части протектора, что влечет к уменьшению сцепления шины при манёврах и поворотах.
Из-за уменьшения пятна контакта неправильное давление в шине не только повышает риск ДТП, но и приводит к неравномерному и преждевременному истиранию протектора, а также к увеличенному расходу топлива. Поэтому мы настоятельно советуем поддерживать в шинах давление, рекомендованное производителем вашего автомобиля, и мониторить его 2 раза в месяц.
Правильный типоразмер шины
Размер и форма пятна контакта имеют важное значение для проявления всех функциональных качеств покрышки. Кроме того, свою роль играют и состав резиновой смеси протектора, и количество сцепных кромок, и система эффективного водоотведения. Но не менее важно учитывать массу автомобиля и её распределение на 4 точки опоры.
Как правило, серьезные шинные производители всегда тесно сотрудничают с автопроизводителями, и многие из них омологируют, т.е. совершенствуют свои шины и улучшают их технологичные характеристики согласно ходовым и габаритным особенностям определённых марок автомобилей.
Подводя итог вышеизложенному, выскажем главное пожелание всем автовладельцам: выбирайте для своего автомобиля шины с типоразмером, который рекомендован производителем именно вашего транспортного средства!
Будем рады, если информация была для вас полезной. Подписка на канал не возбраняется! 😉