Найти тему
Культурный Петербург

СКРОМНАЯ ПРАВДА ПОДВИГА

Военная драма «Дорога на Берлин»
Военная драма «Дорога на Берлин»

В пылу юбилейных торжеств, связанных с празднованием 70-летнего юбилея Победы, появление этой картины режиссера Сергея Попова прошло тихо и скромно. Вполне с соответствием стилем самого фильма, хотя в нем рассказана история ничуть не менее трагичная, чем в помпезных зрелищах от Министерства культуры «Битва за Севастополь» и «А зори здесь тихие».

Идея и замысел нового военного фильма принадлежали Карену Шахназарову, который всячески поддерживал проект. В том числе и как продюсер. В основу сюжета легла повесть Эммануила Казакевича «Двое в степи» (1948) и некоторые истории из военных дневников Константина Симонова. То есть за достоверность обстоятельств фабулы, которая разыгрывается летом 1942 года на Южном фронте, катящемся в отступлении к Дону и Волге, можно не переживать. Все, что увидят зрители в ленте режиссера Попова – правда. Хотя допускаю, что в суровой реальности войны, личная история лейтенанта Сергея Огаркова (Юрий Беляев) могла закончится не так счастливо, как в фильме.

Судите за сами. Героя приговаривают к расстрелу за то, что он растерялся и не выполнил приказ о доставке другого приказа в окруженную дивизию. Охранять его приставлен рядовой Джурабаев (Амир Абдыкалыков). Но в тыл наших войск прорываются фашистские танки, и двое – заключенный и его охранник – вынуждены отправляться в полную опасностей одиссею по немецким тылам, ища дорогу к своим. На этом пути им приходится увидеть многое, и столкнуться лицом к лицу со свирепой жестокостью войны, ее правдой, когда вопрос выжить имеет только один ответ: жить. Во чтобы то ни стало. У каждого из невольного дуэта скованных чувством долга – своя правда. Джурабаев должен доставить приговоренного к смерти в штаб армии для утверждения приговора. У лейтенанта Огаркова - своя. Ему не хочется погибать просто так, посреди пути. Он – офицер и воин, и потому хочет сражаться, хочет воевать.

Так и идут они по тылам, встречая окруженные наши части, примыкая к ним, воюя и совершая подвиг. А потом они вновь оказываются среди своих. И вновь ужасная тень возможного расстрела нависает над молоденьким (двадцати лет от роду) лейтенантом, больше похожим на студента-добровольца. И только заступничество Джурабаева спасает Огаркова от того, чтобы тот окончил свой путь у расстрельной стенки. Их встреча после чудесного спасения могла бы стать эмоциональной и пафосной кульминацией всей картины с соответствующим монтажом и звукорядом. Но в том, как оба героя просто закуривают и есть скромная, но суровая правда войны. Один помог другому, потому что иначе поступить не мог. И неважно кто они друг другу, и то что один – русский, другой – казах, ровесники. В этом эпизоде и скрыто то человеческое фильма Сергея Попова, который явно противостоит нынешнему грохочущему и пафосному «урапатриотическому» надрывному кинематографу, бездумно распыляющего бюджетные деньги по съемочным площадкам.

Карен Шахназаров умело настроил своего ученика, а тот этот настрой поддержал, сняв фильм не о том, как поднимались в атаку с криками «Ура!», «За Родину!», «За Сталина!» красноармейцы. А о том, как нелегко им было выполнять свой долг, преодолевая страх. Оставаясь людьми, они становились солдатами. И тем побеждали нелепую случайность смерти, которая всегда царит на войне. И в проявленной создателями «Дороги на Берлин» сдержанности видится громадное преимущество ленты, напоминающей о той самой «скрытой теплоте патриотизма», которая не требует громких слов, но которая живет в душе каждого, кто защищает страну с оружием в руках.

Война разлучит этих двоих ребят одного возраста. Разлучит самым нелепым и печальным образом: Джурабаев погибнет от шального снаряда. И Огарков, похоронив, своего невольного друга, отправится вновь воевать. Он уйдет от возможности тихой, тыловой жизни. Уйдет по дороге на войну. Как мы знаем теперь, эта дорога приведет его в поверженную Германию. Именно там «найдет» Огаркова фронтовая газета, на странице которой навсегда осталось его фото вдвоем с Джурабаевым. Фото, которое было сделано летом 1942-го года, когда до Берлина было ох как далеко!

Сергей Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru