Судьба распорядилась так, что в нашей семье, почти все мужчины были военными. Прадед воевал в Великой Отечественной войне, попал в плен в фашистский концлагерь, бежал и вернулся на Родину.
Дедушка мой учился в г. Куйбышев(Самара) на военно-медицинском факультете. Тогда он и познакомился с моей бабушкой. На набережной молодой слушатель увидел красивую девушку, которая сидела на лавочке и читала книгу. Молодые люди разговорились и поняли, что у них много общего. Родственные души нашли друг друга. Не успели они пожениться, как пришёл приказ о распределении в Туркменскую ССР, г. Небитдаг.
Там, в пустыне в военном гарнизоне родилась моя мама. Бабушка вскармливала ее верблюжьим молоком и кумысом. Позже, войска направили в Германию, и семья оказалась в немецком городе Потсдам. Это очень красивый город, расположенный на востоке Германии. Помимо немецкого фарфора и сувениров, осталось много приятных воспоминаний и историй. В семейном альбоме сохранились фотографии, которые мы бережно храним и по сей день. Бабушка часто вспоминает то время и годы проведённые в Германии. После Великой Отечественной Войны прошло не мало времени, но русским военным были рады не все. Для меня, самой запоминающейся и яркой, стала ее история про то, как автобус с русскими женщинами и детьми, отправленный на экскурсию, немцы закидали камнями. Еще одна история - про детскую песочницу возле русского гарнизона, в которой нашли ядовитую змею. Остаётся только догадываться как она туда попала.
Мои родители познакомились, все на том же, военно-медицинском факультете. Мама работала библиотекарем-библиографом, а отец был молодым слушателем, который часто приходил за книгами. Родители поженились и им дали общежитие, но прожили они там не долго. Я родилась в г. Куйбышев(Самара), мне было всего несколько месяцев, когда отец получил распределение в Чехословакию. Была весна 1986 года, когда мы уехали из Советского Союза.
Войска были введены в Чехословакию в августе 1968 года в ходе операции «Дунай», а в октябре был подписан договор о создании на территории страны Центральной группы войск.
Центральная группа войск расположилась в Восточной Европе. Советские вооружённые силы дислоцировались на территории ЧССР с 1968-го до 1991-го года.
В Чехословакии мы прожили пять лет, за это время мы сменили два города. Первый военный городок, в которым мы прожили два года, назывался Оремов-Лаз, что в переводе со словацкого языка означает «Чертова гора». Мама рассказывала, что было небольшое землятресение в первый год нашего приезда, все соседки выбежали на улицу вместе с детьми. Я смутно помню Оремов-Лаз, неудивительно, ведь тогда я была совсем маленькая. Но все же, некоторые воспоминания у меня остались. Мы часто гуляли возле озера, куда прилетали дикие лебеди. Приходили покормить их хлебом, а заодно заходили на склад, где выдавали продукты семьям военнослужащих.
Через два года пришёл приказ о переводе в другое место, под названием Риечка. Мы с родителями привыкли называть его просто - «Речки».
В Речках военный городок был не такой большой как в Оремов-Лазе. Он находился высоко в горах, там было всего два дома для танкистов и разведчиков. Мы жили в доме танкистов. Окна выходили на густой непроходимый лес, напоминающий лес из сказок. Мне всегда казалось, что там живет баба-яга, и вот-вот она появится в ступе с метлой. Словакия - это богатый край, который подарил нам не мало приятных моментов и воспоминаний. Мы часто ходили с родителями за грибами и набирали полные ведра, а потом перебирали и жарили их. В лес нужно было обязательно надевать высокие резиновые сапоги, потому что каменистая почва очень благоприятное место для змей, а там их было очень много. Пока мы шли по дороге из дома до леса, можно было насчитать десятки раздавленных гадюк.
С соседскими детьми я бегала вокруг дома и, пока родители не знали, мы - четырехлетние, играли на болотах, ловили лягушек. А еще, рвали дикую малину и набивали ей полные карманы. Отец часто брал меня с собой на полигон, показывал окопы и ловушки. Танки мне казались большими и страшными, я не соглашалась в них залезать. Еще, я помню как мы заблудись в лесу и начался сильный дождь. Отец посадил меня на плечи и мы долго бежали, пока не выбрались на дорогу. Находиться в лесу было не безопасно, ведь там водились дикие кабаны и другие звери. Однажды, солдаты принесли к нам домой подбитую утку, родители решили ее выходить и привязали на кухне, но она вела себя очень недружелюбно. Наша гостья шипела и не давала приближаться к столу и сбегала от нас дважды. Мама часто пекла пироги, т. к. на складе давали много муки. Солдаты, которые помогали отцу, заведовавшему медпунктом, часто приходили к нам за пирогами. На нашем столе всегда был чай и угощения.
В Речках мы жили на первом этаже, и я хорошо помню подвал. По вечерам там собирались военные и играли в бильярд. Я засыпала под удары бильярдных шаров. А утром, мы с моей соседкой девочкой Инной, бежали в подвал играть. Катали шары и радовались, что никто нас не видит. Среди моих игрушек, помимо кукол и посудки были: противогазы, кардиограф, фляжки, кобура и многое другое. Можно ли назвать мое детство счастливым, конечно да! Это было замечательное доброе время, когда из каждого окна звучали песни группы «Мираж» и Вячеслава Добрынина. К нам в городок часто приезжали словаки и угощали детей конфетами. Моя мама и ее подруги соседки, носили «варенки» и «бананы». Из России мы привозили ржаной хлеб и соленья. Большой популярностью у словаков пользовались наши радиоприемники. Сейчас о жизни в Чехословакии нам напоминает хрустальная люстра и сервиз из чешского стекла, которые мы привезли на память, наверно, как и многие другие семьи военных, которые жили в Словакии в то время. Когда мы уезжали, мама купила целую коробку конфет и сладостей, ее хватило надолго.
Моя история о жизни в Чехословакии, складывается исключительно из детских воспоминаний. Возможно, кто-то из тех детей, которые были моими соседями, вспомнит и откликнется. А кому-то, просто покажется знакомой моя история, ведь все истории военных городков так похожи и непохожи одновременно.
Хотела бы я вернуться на то место, где мы жили? Конечно, да! Многие возвращаются, выкладывают фотографии и делятся своими воспоминаниями. Ностальгия по прошлому зовет и заставляет вернуться обратно. Даже сейчас, я помню аромат лесных цветов в словацком лесу. Если я когда-нибудь приеду на то место, где мы жили, наверно заплачу, но заплачу от радости, что мы снова встретились. Я и страна моего прекрасного детства - Словакия.
Эту статью я хотела бы посвятить памяти моего дедушки, подполковника и доктора медицинских наук Гриценко Г.Д.
Он служил в Туркмении, Германии, Монголии и Карачаево-Черкесской Республике. Его уже нет с нами, но память о нем живет.
Мы помним и гордимся!