Найти тему
Борщ Ньюс

Угрожает ли нам фашизм

Оглавление
Фашизм и массовая культура
Фашизм и массовая культура

Фашизм - мерило зла

Гитлер и нацисты сегодня являются самыми популярными злодеями в различных фильмах, мультфильмах и играх. Навскидку можно привести серию игр «Вольфенштайн», тарантиновский фильм «Бесславные ублюдки», «Кунг Фьюри» шведского режиссёра Давида Сандберга, французский фильм «Ас из асов», японскую игру «Akatsuki Blitzkampf» и т. д. Во всём безмерном множестве произведений вестернизированного масскульта мы найдём признание фашизма абсолютным злом и даже идеальным мерилом зла.

Но напрасно во всём вале масскультурной продукции мы будем искать объяснения сущности фашизма. Что же именно отвергают авторы, отвергая фашизм? Поспешность осуждения и отвержения фашизма влечёт и поверхностность этого осуждения и отвержения. Кто же такие фашисты, и за что мы их осуждаем? Выходит, что это такие люди, носившие определённую униформу, использовавшие определённую символику и определённый стиль приветствия.

Так что же, если фашист разденется догола, скажем, чтобы помыться или даже изнасиловать заключённую концлагеря, он перестанет быть фашистом? Именно такой логике следует не только мировой масскульт, но даже и правоохранительные органы. Ведь во многих странах (в том числе, в нашей) введён запрет на использование нацистской атрибутики. И тут доходит до абсурда, когда людей в судебном порядке преследуют за публикацию антифашистских карикатур.

Фашизм выведен из-под прицела

В результате серьёзное обсуждение фашизма поставлено под негласный, но строгий запрет. Чисто бюрократическая логика — проще запретить и следить за исполнением запрета, чем в чём-то разобраться — играет на руку латентному фашизму.

Сведение фашизма исключительно к нацизму, а нацизма к атрибутике выводит из-под прицела критики фашистскую идеологию. В результате всякий обыватель может придерживаться вполне фашистских взглядов, но, не пользуясь фашистской атрибутикой, искренне считать себя не-фашистом и даже противником фашизма и искренне обижаться на тех, кто в этом усомнится.

Пожалуй, единственный элемент нацистской идеологии, который оказался отрефлексирован и закреплён в массовой культуре и массовом сознании — это антисемитизм. Однако история нам показывает, что расизм бывает не только антиеврейским, но и направленным против представителей других народов (бывает даже и еврейский расизм), а также против представителей иных социальных классов (т. н. социальный расизм).

Как отмечает Александр Тарасов: «Фашизм не идентичен белому расизму, как видно из опыта Гаити, режима Мобуту в Заире и совершенно фашистской по идеологии ФНЛА Холдена Роберто в Анголе. Тем более необязательным является антисемитизм (фашистские режимы в Центральной Америке были произраильскими, не говоря уже о собственно еврейских фашистских организациях, таких как движение "Ках" или "Кахане хай")».

Раздача индульгенций

Воистину, фашизм многообразен — настолько, что «сторонники одного фашизма норовят полностью истребить сторонников другого». Так что даже убийство фашиста или гибель от руки фашиста не являются исчерпывающим критерием для причисления какого-либо человека или организации к антифашистскому лагерю. Например, классическим способом растождествления кого-либо с фашистской традицией, выдачи индульгенции является утверждение, что такой-то пострадал или в какой-то момент конфликтовал с официальными представителями фашистских организаций.

Так поступают адвокаты Ивана Ильина, Джона Толкина, Карла Орфа, Дмитрия Мережковского и даже Муссолини! Однако, как видим, этот критерий совершенно недостаточен.

Сегодня же считается достаточным не пользоваться нацистской символикой, не быть антисемитом, чтобы не считать себя фашистом. Больше современный обыватель о фашизме ничего не знает, и табуированность собственно нацистских программных текстов позволяет нам оставаться абсолютно несведущими относительно фашистских идей... и впитывать их.

Хотите узнать, Что случилось?