Найти тему
Кингуру

Он вам не Буратино: почему сказка о Пиноккио на самом деле жуткая и страшная история

Постер фильма "Пиноккио" (2019), реж. Маттео Гарроне
Постер фильма "Пиноккио" (2019), реж. Маттео Гарроне

Сказка о мальчике, которого выстругали из полена, оказывается страшной притчей о добре и зле — вполне себе в духе книги Карло Коллоди.

Наш «Золотой ключик, или Приключения Буратино», конечно, совсем уж оскопленная детская книжка, из которой вымыт весь ужас, присущий европейскому эпосу.

Постер фильма "Приключения Буратино" (1975), реж. Леонид Нечаев
Постер фильма "Приключения Буратино" (1975), реж. Леонид Нечаев

У Маттео Гарроне получилось роуд-муви в лучших традициях голливудских экранизаций. Пиноккио пускается в затяжное путешествие, встречая самых разных людей (и не только людей). Рассказывать о маршруте нет нужды: все так или иначе помнят и про бродяг-разбойников, и Поле чудес, и бродячий цирк …

Кадр из фильма "Пиноккио" (2019), реж. Маттео Гарроне
Кадр из фильма "Пиноккио" (2019), реж. Маттео Гарроне

Гарроне, относясь к книге очень бережно, переносит на экран почти все самые жуткие злоключения, которые происходят с Пиноккио. Основной лейтмотив картины страшный: наивного и доброго ребенка, оказавшегося в жестоком мире, спасти может только фея — то есть волшебство, которого, по понятным (по крайней мере мне) причинам, не бывает. То есть шансов на спасение нет.

Кадр из фильма "Пиноккио" (2019), реж. Маттео Гарроне
Кадр из фильма "Пиноккио" (2019), реж. Маттео Гарроне

К тому же деревянный мальчик не чувствует физический боли. А значит все испытания, которые он перенес, дались ему лишь душевными страданиями. Претерпев, Пиноккио превратится в человека, но благо ли это для него?

Кадр из фильма "Пиноккио" (2019), реж. Маттео Гарроне
Кадр из фильма "Пиноккио" (2019), реж. Маттео Гарроне

Гарроне перенес в кино важнейшие для понимания истории деревянного мальчика аллюзии: на пророка Иону, поглощенного китом, и на страшный средневековый сюжет про гамельнского крысолова, который увел всех детей из города.

Кадр из фильма "Пиноккио" (2019), реж. Маттео Гарроне
Кадр из фильма "Пиноккио" (2019), реж. Маттео Гарроне

Первая — о наказании за неповиновение Богу (в случае с Пиноккио — своему отцу). Подобно Ионе, который вопреки повелению Бога отправился странствовать, Пиноккио ослушался отца (читай — Создателя) и вместо школы ушел в бродячий цирк.

Почтовая марка ФРГ, посвящённая Гамельнскому крысолову (1978)
Почтовая марка ФРГ, посвящённая Гамельнскому крысолову (1978)

Вторая — старый сюжет похищения детей, о которых никто ничего никогда не узнает. При этом Коллоди (а потому и Гарроне) обошелся с Пиноккио по-доброму, поскольку писал детскую сказку (все-таки, хотелось опубликоваться).

Одно из первых изданий романа "Идиот" Ф.М. Достоевского
Одно из первых изданий романа "Идиот" Ф.М. Достоевского

Но главное, кажется, Коллоди (и вновь поэтому Гарроне) обращается к Достоевскому. Хотя документальных свидетельств того, что Коллоди читал бессмертный роман, нет, все же, думается, читал. На итальянский язык книги Достоевского перевели еще при его жизни, а Коллоди опубликовал сказку о Пиноккио в 1881 году.

Кадр из фильма "Пиноккио" (2019), реж. Маттео Гарроне
Кадр из фильма "Пиноккио" (2019), реж. Маттео Гарроне

В конце концов, даже если не читал, будем считать это тем самым судьбоносном совпадением: Достоевский дописывал «Идиота» во Флоренции — городе, который является для Коллоди родным, ну а уж доброта и чистота помыслов в Пиноккио явно сходится с вечным образом князя Мышкина.

Мемориальная доска на доме во Флоренции, где Ф.М. Достоевский закончил работу над романом "Идиот"
Мемориальная доска на доме во Флоренции, где Ф.М. Достоевский закончил работу над романом "Идиот"

Но Гарроне идет дальше, вступая в диалог и с Пырьевым, и с Куросавой.

(слева) Постер фильма "Идиот" (1958), реж. Иван Пырьев; (справа) Постер фильма "Идиот" (1951), реж. Акира Куросава
(слева) Постер фильма "Идиот" (1958), реж. Иван Пырьев; (справа) Постер фильма "Идиот" (1951), реж. Акира Куросава

Все же Пиноккио, в отличии от Мышкина — «положительного прекрасного человека», способен на действия и поступки, а русский князь обречен на страдания во спасение других. Но как знать. Может быть доброта, а не красота вовсе спасет этот мир.

Ну или какой-нибудь другой.

7/10

Поддержать канал можно:

  • поставив лайк 👍🏻
  • подписавшись ☑️
  • написав комментарий 💬

Спасибо!