Мои шестилетние ученицы из детского модельного агентства, которым я читаю курс истории моды, поразили меня своей способностью четко описывать костюм в деталях вместо туманных предположений, которые обычно выдают взрослые слушатели, когда их просишь рассказать про платье на экране. А всё началось с анализа той сцены, где пёс Понго подыскивал невесту своему хозяину.
Сейчас я вам всё это расскажу.
Мультфильм "101 далматинец" вышел на экраны в 1961 году. Дамские моды, которые в нем показаны, почти все относятся к концу 1950-х годов. Со страниц глянцевого журнала смотрит милашка-блондинка в вечернем платье, и Понго решает ориентироваться на этот образец. Однако на деле всё оказывается сложнее. И первые 5 претенденток в невесты хозяина не проходят отбора. Важный момент: пёс рассматривает только тех особ, у которых есть собачки. Так как и ему самому холостая жизнь тоже поднадоела.
Понго трудно понять, почему та или иная девушка не годится. Вроде все хороши - но одна слишком странная, вторая - слишком сложная, третья - старая, четвертая - юная. И он начинает эгоистично оценивать исключительно питомиц - на том и строит выводы. Нам же его методы не годятся. Воспользуемся методами моих учениц, то есть будем без эмоций описывать костюмы и анализировать их. Да, это тот случай, когда встречают по одёжке.
Странная порода!
Если мы не Понго и умеем анализировать образ человека, который создается одеждой и манерой держаться, то сразу отметим:
- она сутулится и идёт расхлябанной походкой
- она лохматая и носит черный берет - признак принадлежности к субкультуре битников 1950-х годов (напомню, действие разворачивается в Лондоне) Она носит крупные очки
- юбка и пальто плохо совпадают по фасону, а туфли без каблуков
- она несет мольберт - да она и правда субкультурщица!
Вспомним, как описывала Мэри Куант своих однокурсниц по колледжу искусств? В нарочито старомодных неряшливых юбках, они всеми силами показывали, что их интересует только интеллектуальная жизнь, и уж точно не мода.
А какая еще известная почитательница современной андерграундной культуры покорила кинематограф четырьмя годами ранее?
Одри Хепберн в роли Джо - продавщицы книжного магазина концептуальной литературы - одета примерно так же. Кстати, девчонкам и образ художницы из мультфильма, и образ Джо в этой сцене показался отвратительным. Но после некоторого обсуждения они заявили, что каждый человек одевается так, как ему комфортно. Ведь одежда помогает нам самовыразиться. И тут я с ними на все сто согласна.
Сложная штучка!
Если богемную художницу Понго охарактеризовал словами "странная порода", то гламурную модницу назвал "слишком сложной". Но мы не Понго и потому разложим эту сложность на составляющие:
- цвет клипс и сумочки совпадают, это яркая фуксия, контрастно выделяющаяся на однотонном сером костюме
- стрижка супер-модная, короткая, голубые тени на веках
- жакет (или пальто) узкое, меховая отделка его совпадает с материалом шляпки. Узкий крой диктует кокетливую походку мелкими шажками
- перчатки, туфельки на модной шпильке.
На самом деле, ничего необычного, но вслед за Понго мы тоже называем ее "сложной". Я думаю, дело в цветом акценте клипс и клатча - раз; в меховой отделке - два; макияже и прическе - три. Всё вместе - ухоженность, продуманность образа и намёк на роскошь формируют это самое впечатление, что без миллиона в кармане к ней не подойти.
Слишком компактная!
Несмотря на то, что эта парочка ничем больше не выделяется (в момент перелайки собака художницы позирует своей хозяйке в холодной высокой мансарде, а пудель модницы катит в шикарном автомобиле с хозяйкой и ее бой-френдом, а эти так и идут по улице), дама ведь модно одета!
- классический костюм и шляпка в тон
- блуза с модным воротником-стойкой
- туфельки на устойчивых каблуках
- аккуратная стрижка
Я не уверена, что там в оригинале текста, но лично мне на ум приходит анекдот еще университетских времен про "замкнутую и ограниченную". Дама не просто компактная, она еще и вся упакованная, как в футляр. Ну дальше вы сами, по Чехову или там по Евтушенко - вектор мысли я задала.
То, что надо!
На самом деле, Дисней, хоть и отказался от сказочных сюжетов после полного провала "Спящей красавицы" в 1959 году (бюджет 6 млн долларов не окупился вообще), всё же сделал свою современную героиню немного принцессой. Принцессой - в понимании идеальной женщины 1950-х годов. Всегда мила, всегда идеально одета, всегда опрятна и обожает мужа.
Вот, какие совпадения мы с девчонками обнаружили:
То есть перед нами традиционная модель поведения - не как та художница и не как та модница. И в этом ключик к ее уличному костюму
- костюм довольно классический, с баской, как у известной модели Диора "Бар", аж 1947 года!
- шляпка с цветочком - никакой эксцентрики
- перчаток нет, так как этикет уже позволяет обходиться без них, туфли на устойчивой и при том высоком каблуке, очки на умеренно накрашенном лице - только во время чтения.
На этом остановимся. Потому что образ Круэллы де Виль надо разбирать отдельно. Это в другой раз.