Найти в Дзене

Одиночество на капитанском мостике

Фантастический роман Нормана Спинрада «Крепость Сол» начинается с описания космического сражения между силами землян и Империей Дуглаари. Инопланетяне превосходили людей экономически и технически, их корабли были мощнее, а боевые системы совершеннее.

В ходе битвы корабли землян выжигались с пугающей быстротой. На мостике флагманского крейсера стоял Адмирал, но всё его управление битвой сводилось к отдаче команд компьютеру, который заставлял боевые корабли совершать ложные, непредсказуемые перемещения в пространстве, уклоняясь от лучей термического оружия врага. По сути, роль командующего сводилась к роли статиста-наблюдателя, которому предоставлено единственное право - выбрать одну из тысяч заложенных в боевой компьютер программ.

- План ГН 64!

Однако инопланетный компьютер был мощнее земного собрата и быстрее просчитывал траектории кораблей. Очередной крейсер Конфедерации вспыхнул и погас в космическом пространстве.

- Чёрт! Эти собаки знают своё дело! Перейти на ГН 12!

Часто такой «танец смерти» продолжался несколько суток и заканчивался полным уничтожением обоих флотов. Но инопланетяне могли себе позволить размен. Чистый идиотизм!

Адмирал знал, что нужно делать: взять управление в свои руки, сломать боевое построение и, не считаясь с потерями, обрушиться всеми силами на флагман неприятельского флота и Главный Компьютер противника. Покончив с ними, сражение было бы выиграно.

Однако, подобная практика сурово пресекалась Военным Советом. Любые боестолкновения должны были проходить под неусыпным контролем компьютера. Даже в случае победы, адмирал, рискнувший бросить вызов мастерству бездушной машины, наказывался арестом и работами в отхожих местах. Компьютеры уже триста лет вели человечество к поражению, но именно они и позволяли сделать его мучительно долгим… Вспышка!!!

- Перейти на План ГН 34!....

-2

Молодой лейтенант на флоте беззащитен. Это моллюск, у которого не отросла раковина. Однако, прибыв на флот, моллюск ставит себе цель, как минимум лет через 20, примерить погоны адмирала. Иначе, на кой чёрт всё это затевалось. Движение есть, а прогресса нет.

Первым делом назначают лейтенанта на какую-нибудь скоростную лоханку, на самую собачью должность. Тем не менее, он не унывает, механизмы выучил, как дважды два, с личным составом справляется, любо-дорого посмотреть, на учениях в передовиках. Первый кандидат на повышение!

Переводят его на более крупный и современный корабль, командовать башенной артиллерийской установкой. Это называется, забудь всё, чему учился раньше. Теперь его не интересует тактика москитного флота, приходится изучать поворотные механизмы, артиллерийскую систему и типы боеприпасов. Но и здесь офицер не сдаётся, вновь у начальства на хорошем счету и вот она, должность старшего помощника.

Теперь карьеристу приходится плюнуть на артиллерию и погрузится в мир подштанников, продовольственного снабжения, попутно занимаясь приведением в чувство личного состава, погрязшего в пьянстве и драках с местными аборигенами. Однако взамен он получает бесценный опыт купца-хозяйственника и, вскоре, ему доверяют эсминец.

До этого офицер кораблём не командовал и, как это делается, наблюдал только со стороны. Приходится ему уже самостоятельно разбираться в особенностях швартовки, географии района боевых действий, тактических особенностях боевого применения вверенного судна.

Офицер опять справляется и переводят его командиром на более крупный и современный красавец - корабль. Однако, войны нет, всё чем приходится заниматься герою – демонстрацией флага Родины в различных точках мирового океана, гонять сомалийских пиратов, наносить визиты вежливости в заграничные порты и принимать иностранные делегации. За это время командир осваивает хорошие манеры и проходит курс военно-морской дипломатии.

Имея за спиной богатый опыт службы, офицер начинает испытывать тягу к обучению безграмотного личного состава. Первым делом он сунется к артиллеристам, но там вежливо ответят, что на дистанции, принятые в его лейтенантские годы, сейчас стреляют только в детском саду, изменилось вооружение, методика ведения стрельбы и таблицы. Потом он случайно узнает, что почти те же «лоханки», на которых он начинал службу, превратились в корабли стратегического уровня и накрывают «Калибрами» с акватории Каспийского моря всю Европу. От безысходности командир изучит штурманское дело, несколько смежных специальностей и, наконец, вот они, адмиральские погоны…

-3

И здесь, как всегда внезапно, начнётся война. Адмирала выпихнут в море, возложив на него тяжкий груз ответственности за боевое «великолепие», растянувшееся от горизонта до горизонта (именно «великолепие» в кавычках, потому, что эти политиканы, как всегда, не рискнут отправить в бой дорогие современные игрушки).

Промозглым ранним утром Адмиралу доложат об обнаружении на встречном курсе неприятельской эскадры. В этот момент ему нужно будет отдать команду, всего одну, чтобы вступить в бой в максимально выгодной конфигурации. Именно сейчас должны сыграть талант командира и умения, приобретённые в период длительной службы. Стоя в одиночестве на мостике, Адмирал будет мучительно вспоминать свою жизнь, надеясь, что прежний опыт подскажет ему что-то. Он будет рад любому намёку, любому внутреннему шёпоту, но ничего не услышит….

Единственное, что он вспомнит, фразу, вырванную сознанием из давно забытой училищной лекции: «…старайтесь придерживаться плана, не важно какого, первого, второго или третьего, вообще придерживайтесь хоть какого-то плана…»

- Действуем по Плану ГН 45!

Уже много позже, бегло просматривая мемуары убелённого сединами Адмирала, пытливый читатель наткнётся на описание боя и вспомнит знаменитый монолог:

«Я видел такое, что вам … и не снилось... Атакующие корабли, пылающие над Орионом; лучи Си, пронизывающие мрак близ ворот Тангейзера... Все эти мгновения затеряются во времени, как слёзы в дожде...» (цит. к/ф «Бегущий по лезвию»)

-4

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.