Приветствую тебя, читатель! Как обычно, по понедельникам выходит очередной выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — величественный Fokker F.XXXVI, первенец Focke-Wulf, бомбардировщик по схеме «летающее крыло» Northrop XB-35 и прочая! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
22 июня
22 июня 1934 года — первый полёт авиалайнера Fokker F.XXXVI. /Голландия/
В 1931 году авиакомпания KLM начала выполнять рейсы Амстердам — Батавия (Джакарта). Высокий спрос заставил перевозчика задуматься о замене 16-местного Fokker F.XII на самолёт побольше и они снова обратились к конструктору Антону Фоккеру. В июне 1932 года стартовал проект Fokker F.XXXVI.
F.XXXVI представлял собой 4-хмоторый высокоплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Каркас фюзеляжа выполнен из стальных труб и обтянут полотном, крыло — полностью деревянное. Крейсерская скорость — до 285 км/ч, а запасов топлива хватало на 1536 км. В комфортном салоне размещалось 32 пассажира. Прибавим 4 членов экипажа и получим 36 человек на борту. Отсюда и название — F.XXXVI = F.36.
Построили лишь 1 экземпляр Fokker F.XXXVI, т.к. KLM предпочла более совершенные Douglas DC-2 и DC-3 (США). Авиалайнер отлетает под флагом KLM до 1939 года, после чего его продадут компании Scottish Aviation. Уничтожен в мае 1940 года в результате аварии при взлёте.
23 июня
23 июня 1924 года — первый полёт лёгкого пассажирского самолёта Focke-Wulf A.16. /Германия/
В 1923 году двое друзей — авиаконструктор Генрих Фокке и бывший военный лётчик Георг Вульф — создали самолётостроительную фирму Focke-Wulf Flugzeugbau GmbH. Имея опыт в разработке лёгких самолётов, они уже через год представили первенца компании — Focke-Wulf A.16.
A.16 представлял собой цельнодеревянный моноплан (кроме алюминиевой обшивки в носовой части, где был установлен двигатель). В закрытом салоне располагались 3-4 пассажира. Лётчик же находился в открытой кабине. Самолёт мог развивать скорость до 185 км/ч при дальности полёта 550 км.
Всего выпустили 22 самолёта Focke-Wulf A.16. Все они эксплуатировались немецкими авиакомпаниями — BRELUG, Aerolloyd, BALUG, Luft Hansa и др. Последние самолёты были списан в 1936 году. В 1988 году компания Airbus построила нелетающую реплику Focke-Wulf A.16, которую сегодня можно увидеть в Немецком техническом музее в Берлине.
24 июня
24 июня 1960 года — первый полёт ближнемагистрального авиалайнера Hawker Siddeley HS 748. /Великобритания/
В конце 1950-х годов Королевские ВВС Великобритании связывали своё будущее с ракетным оружием, а не самолётами. На фоне этого фирма Avro Aircraft решила переориентироваться на гражданский рынок. Первым проектом стал самолёт Туре 748, создававшийся как замена Douglas DC-3. После поглощения Avro компанией Hawker Siddeley Group проект будет переименован.
HS 748 представлял собой низкоплан с герметичным салоном и двумя турбовинтовыми двигателями, установленными над крылом. В зависимости от версии, на борту размещалось от 44 до 58 пассажиров. Крейсерская скорость — 452 км/ч. А дальность полёта с максимальной нагрузкой — 1715 км.
Всего выпустили 380 единиц Hawker Siddeley HS 748, включая и военные модификации (транспортный самолёт, морской патрульный самолёт и самолёт ДРЛО). Авиалайнеры эксплуатировались по всему миру. Несколько HS 478 летают в Канаде до сих пор.
25 июня
25 июня 1946 года — первый полёт экспериментального стратегического бомбардировщика Northrop XB-35. /США/
В конце 1941 года ВВС США публикуют требования к новому дальнему бомбардировщику — бомбовая нагрузка в 4 500 кг при дальности полёта 16 000 км на высоте 14 км со скоростью 443 км/ч. Компания Northrop в ответ на эти требования предложила построить самолёт нетрадиционной схемы.
XB-35 был спроектирован по схеме «летающее крыло». Силовая установка состояла из 4 двигателей Pratt & Whitney Wasp Major с толкающими винтами. Бомбовая нагрузка — до 23 245 кг. Планировалась установка защитного пулемётного вооружения в дистанционно управляемых турелях.
Всего было выпущено около 20 самолётов. Скорость 390 км/ч и дальность полёта 12 100 км оказались ниже ожидаемых и в серийное производство Northrop XB-35 запущен не был. ВВС предпочли бомбардировщик традиционной схемы Convair B-36 Peacemaker. Все построенные XB-35 были разобраны на металл.
26 июня
26 июня 1964 года — первый полёт экспериментального конвертоплана Curtiss-Wright X-19. /США/
В начале 1960-х годов компания Curtiss-Wright обратила своё внимание на самолёты вертикального взлёта и посадки. Был построен лёгкий двухмоторный конвертоплан X-100 для отработки концепции поворотных движителей. Дальнейшим развитем этого проекта стал летательный аппарат X-19 (или X-200).
X-19 представлял собой цельнометаллический высокоплан с тандемным расположением крыльев. На законцовках крыла установлены 4 поворотных винта, вращавшихся двумя двигателями Lycoming T-55. X-19 был больше похож на квадрокоптер, чем на самолёт. Расчётная максимальная скорость — 740 км/ч. Аппарат брал на борт до 4 пассажиров, которых мог перевезти на расстояние до 1180 км.
Построили 1 прототип X-19, на котором выполнялись различные исследовательские полёты. После его аварии в августе 1965 года проект закрыли. Второй недостроенный прототип в наши дни реставрируется в Национальном музее ВВС США.
27 июня
27 июня 1950 года — первый полёт реактивного истребителя FMA IAe 33 Pulqui II. /Аргентина/
После Второй мировой войны известный немецкий авиаконструктор Курт Танк осел в Аргентине. Президент Хуан Перон считал, что ВВС страны должны быть максимально независимы от импорта, поэтому поддерживал перспективные проекты боевых самолётов. Одним из них был IAe 33 Pulqui II, разрабатываемый Танком.
Pulqui II представлял собой высокоплан со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Английский турбореактивный двигатель Rolls-Royce Nene II позволял развить скорость до 1040 км/ч. Вооружение — 4 × 20-мм пушки Oerlikon.
Всего построили 4 прототипа IAe 33, три из которых потеряли в авариях. Несмотря на это, ВВС сделали предзаказ на 100 истребителей. Но вмешалась политика — Хуана Перона свергли, а Курт Танк и его инженеры были вынуждены покинуть страну. Проект закрыли в 1960 году. Единственный сохранившийся Pulqui II сегодня можно увидеть в Национальном музее аэронавтики Аргентины.
28 июня
28 июня 1942 года — первый полёт самолёта Як-6. /СССР/
Бипланы У-2 и Р-5 с первых месяцев Великой Отечественной войны применялись в качестве связных самолётов и ночных бомбардировщиков. Но их грузоподъёмности и дальности не хватало — нужен был новый самолёт под эти задачи. В апреле 1942 года ОКБ А.С. Яковлева начало работы над проектом Як-6.
Самолёт представлял собой двухмоторный цельнодеревянный низкоплан с убирающимся шасси. Винт и двигатель полностью взяты от самолёта УТ-2. В варианте ночного ближнего бомбардировщика (НББ) был вооружён 1 × 7,62-мм пулемётом ШКАС + до 500 кг бомб. В транспортном перевозил 6 пассажиров и 450 кг груза. Дальность полёта — до 900 км со скоростью до 230 км/ч.
Выпустили 381 единицу Як-6, в основном в транспортном варианте. Большая часть их была передана Гражданскому Воздушному Флоту, обеспечивавшему связь Генштаба со штабами фронтов и армий. Несмотря на проблемы с устойчивостью и другие дефекты, Як-6 прослужил до 1946 года.
Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории