Автор: Дмитрий Р.
8. Самая корсаристая барышня-воительница
Жанна де Бельвиль (1300-1359 годы)
Жанна-Луиза де Бельвиль де Монтегю родилась в дворянской семье в герцогстве Бретань и в 12 лет вышла замуж за девятнадцатилетнего дворянина Жоффрея де Шатобриана. Через 14 лет муж внезапно уходит к праотцам и Жанна, поносив чёрное, в 1330 году выходит замуж за другого бретонского дворянина - Оливье де Клиссона. Брак, к двум имеющимся, принёс Жанне ещё пятерых детей. В 1341 году отходит герцог Бретани Жан III Бретонский и король Франции Филипп VI предпринимает активные попытки включить Бретань в королевский домен французской короны. Большинство бретонских аристократов, в т.ч. и муж Жанны выступили против такого авторитарного решения, развязав, таким образом, вялые боевые действия. В 1343 году Филипп приглашает основных бретонских аристократов на рыцарский турнир, где вероломно обвиняет их в измене короны и укорачивает на голову. Среди потерпевших числился и Оливье де Клиссон.
Выставленная в Нанте на всеобщее обозрение голова Оливье привлекла внимание и его супруги. Прибывшая туда Жанна, продемонстрировав артефакт его потомкам, заявила:
«Смотрите и никогда не забывайте! Вот что король Франции сделал с вашим отцом!»
Сильно расстроившаяся после такого зрелища Жанна собирает в Бретани не менее 400 военных и сжигает Брест, где самолично выпиливает всех сторонников французского короля, а затем ураганит по всей Бретани, жёстко наказывая сторонников Филиппа. Тот в накладе не остаётся и посылает против неё серьёзный воинский контингент. Жанна, оценив ситуацию, сквозанула в Англию, где была удостоена аудиенции английского короля Эдуарда III. Перетерев за ситуацию, они приходят к консенсусу, по итогам которого Жанне выдаётся первое в истории каперское свидетельство английской короны на уничтожение любых французских судов и их союзников.
Отхватив погоняло «Клиссонская львица» и звание первой в истории женщины-корсара, Жанна покупает три судна, выкрашивает их в чёрный цвет и навешивает на них красные паруса. Новообразованная эскадра получает наименование «Флот возмездия» и адмирал Жанна принимается яростно умножать на ноль все суда под гюйсом с лилиями в проливе Ла-Манш и самолично обезглавливать всех сторонников короля Франции. В 1351 году её флот попадает в засаду и практически полностью уничтожается французами. Жанна, внемля уговорам сообщников, вместе с двумя сыновьями и верными людьми погрузилась в шлюпку. Через 10 дней, шлюпка, за минусом семилетнего сына Жанны, была прибита к берегу. Долгожданная суша контролировалась врагами французской короны и друзьями её почившего мужа, которые переправили её в Англию. Там Жанну встретили как героиню и Эдуард III оказал её должный почёт.
Жанна снова вернулась к мирной жизни и, не долго думая, вышла замуж за лейтенанта армии английского короля Эдуарда III, сэра Уолтера (Готье де) Бентли, став Жанной-Луизой Бентли, коей и померла в 1359 году.
9. Самая русская барышня-воительница
Княжна Ирина Михайловна Луговская (1637-1701 годы)
В наших Палестинах сохранились предания в виде былин и сказаний о могучих русских амазонках (по нашему - поляницах, от слова «поляковать», то есть, ездить в чисто поле с целью ликвидации противника). Самой известной из поляниц является новгородская боярыня Василиса Микулишна - личность, конечно, легендарная, но, не историческая.
Однако, мы можем гордиться и вполне реальными историческими персонажами, одной из которых является моя землячка – Ирина Михайловна Луговская (Мусина-Пушкина).
Ярославские князья Луговские считались в XVII веке одним из знатнейших боярских родов на Москве. Князь Михайло Кузьмич Луговской имел шикарный дом в Москве и дачу в Ростове, но сыновей, при этом, не имел. Вся отцовская любовь его обрушилась на единственную дочь Ирину, которая получила лучшее доступное тогда образование, включая курс молодого бойца и усиленную программу МГИМО. Не обидела барышню природа и красотой. Живя с дочерью в Ростове, князь Михайло водил дружбу со своим дальним родственником Алексеем Ивановичем Луговским, имевшим сына Илью, с которым, по решению отцов и была помолвлена Ирина, которая вовсе не обрадовалась такому решению.
Вернувшись в Москву, Ирина свела там знакомство с Алексеем Богдановичем Мусиным-Пушкиным. Между молодыми вспыхивает страсть и Алексей выкрадывает Ирину из отчего дома, увезя её в свое родовое имение в селе Иломне на Мологе, где местный священник сочетает Алексея и Ирину законным браком.
В 1654 году царём Алексеем Михайловичем объявлен освободительный поход на Смоленск, с начала века входивший в состав Речи Посполитой. Алексей собрался в поход, куда ломанулась и дражайшая супруга его под именем младшего брата Ивана. Под стенами Смоленска два «брата» Мусины-Пушкины были приписаны к казацкому полку, присланному Богданом Хмельницким. Именно с казаками напали они на главный полк литовского войска и разбили его. За сей подвиг «братья» Мусины-Пушкины были награждены царем боевым оружием и дарами, а Алексей возведён в чин сотника. Там же Ирина упала в ноги отцу своему Михаилу со словами:
- Родитель! Прости непокорную дочь свою и супруга моего Алексея!
Князь растрогался и молодые таки получили благословение родителя.
«Ударив челом в поле перед Молоховскими воротами и сложив пред царем Алексеем Михайловичем свои боевые знамёна, воевода Обухович и около полусотни поляков отправились в Литву, а остальные защитники города остались на вечной государевой службе».
Курбатов О.А.
После взятия Смоленска пара отправилась в Москву, где Алексей Богданович с азартом приступил к занятиям по изучению отечественной литературы и истории, а Ирина всячески способствовала ему, наладив обширную переписку с иностранными учёными. Через год Мусины-Пушкины уехали в Ростов, где и был окончен их совместный труд - «Книга о великих князьях русских».
10. Самая антирусская барышня-воительница
Графиня Эмилия Платер (1806-1831 годы)
По итогам Венского конгресса 1815 года в составе Российской Империи было образовано Царство Польское с российским императором во главе. В 1829 году королем польским был коронован император Николай I, а уже в следующем году разразилось первое польское восстание против российской власти, девизом которой стало восстановление исторической Речи Посполитой «от моря до моря». Триггером к мятежу послужил манифест Николая I по поводу Бельгийского восстания, где польским войскам была отведена роль арьергарда русской армии.
Ярким пятном в восстании и явилась Эмилия Платер, уроженка Вильно из старинного и богатого графского рода. Эмилия с детства была не особо расположена к женским забавам, предпочитая их мужским, в том числе и воинским занятиям. Достаточно сказать, что в комнате у неё висел портер Жанны д'Арк.
С началом восстания в Варшаве, Эмилия взяла на себя роль организатора вооруженного восстания в Литве и Беларуссии. Курсантами школы подхорунжих из Динабургской крепости Эмилия посвящается в рыцари, после чего начинает вести активную агитацию за восстание среди населения западной Белоруссии и Литвы. 29 марта 1831 года, она, вооруженная двумя пистолетами и кинжалом, появилась на площади местечка Дусят, где собирает отряд в 280 стрелков, 60 конных и несколько сотен косинеров.
Во главе с Эмилией отряд двинулся на Динабург (Даугавпилс) и, разбив по дороге несколько не больших русских отрядов, 4 апреля терпит поражение от казаков у местечка Езеросы. Эмилии и ее адъютантке Марии Прушинской с группой партизан удалось бежать и встать под начало полковника Кароля Залусского. 4 мая отряд Залусского также был разбит, но Эмилии снова удаётся выскользнуть из окружения. После поражения отряд Залусского распадается и Эмилия снова возглавляет отдельный отряд, куда входят её соратницы Мария Романович и Антонина Томашевская.
Вот как её описывал генерал польской армии Хлоповский:
"...Присоединился к нам довольно большой, хорошо одетый конный отдел повстанцев во главе с Платер. Ей можно было дать не больше 24 лет. Небольшая ростом, бледная, не красавица, но с округлым, приятным, симпатичным лицом, голубыми глазами, стройного, хоть и не сильного сложения. Была серьезная, скорей суровая, чем простая в обхождении, малоразговорчивая и видом будто требовала к себе надлежащего отношения и приличия. Да никто в лагере не позволил в ее присутствии бросить лишнее слово, шутку или согрешить в вежливом обхождении. На ней был сюртук с красным воротом, а возле шеи кружевной воротничок, что очень ей шло. Небольшой мужской кивер на голове, волосы подрезаны, широкие, до земли шаровары, на поясе кинжал и небольшая сабля, серебряные шпоры на сапожках. Скромная, без всякой неестественной претензии, стройно держалась на коне..."
Хлоповский присваивает ей чин капитана и назначает командиром 1-й роты 25-го линейного полка повстанческой армии, во главе которой она и терпит очередное поражение от русских войск 19 июня под Вильно. Вплоть до 13 июля Эмилия и три её подруги отчаянно сражаются в отряде Хлоповского, пока тот не принимает решение об отступлении в Пруссию, чего Эмилия не принимает:
"Лучше было бы умереть с честью, чем окончить таким позором. Счастливого пути, генерал! Что касается меня, пока искра жизни будет в груди, буду сражаться за Отчизну".
Эмилия и ещё несколько лично преданных ей повстанцев решают двигать в Варшаву, но по дороге дева серьёзно заболевает и 23 декабря 1831 года польская Жанна д'Арк умирает. В Париже о ней в том же году поставлен спектакль.
11. Самая храбросердечная барышня-воительница
Леди Агенсс Рэндольф, графиня Данбар (Черная Агнесс (1312—1369 годы)
"Никто не сможет стереть ее из летописи шотландских героев"
Сэр Вальтер Скотт.
Агнесс была дочерью Томаса Рендольфа, графа Морей, племянника и соратника Роберта Брюса, в войске которого она в юности находилась во время его противостояния с англичанами в Ланкашире и Йоркшире. В 1324 году Агенсс выходит замуж за Патрика V де Данбара, 9-го графа Марч и заселяется в его замок Данабар близ г. Беррик (Berwick-upon-Tweed) у границы с Англией.
Весной 1333 года английская армия под командой самого короля Эдуарда III вторгается в пределы Шотландии и осаждает Беррик, губернатором которого являлся муж Агнесс. К осени горд пал, шотландские войска отступают вглубь страны, а Патрик присягает на верность королю Англии. После ухода англичан Патрик резко переобувается и вступает в ряды восставших шотландцев. Англичанам такая прыть шотландского графа не зашла и в январе 1338 года Уильям Монтегю, первый граф Солсбери вторгается в Шотландию и осаждает замок Данбар. В связи с тем, что сам граф Данбар в замке отсутствовал, а в войске Уильяма имелись в количествах инженерные кадры и различные осадные орудия, англичане предложили графине почётную сдачу, на что леди Агнесс заявила:
«Я буду хранить свой дом, пока мой дом хранит меня».
Англичане принялись методично расстреливать замок из осадных орудий и периодически ходить на штурм при помощи осадной башни. Башню осаждённым удалось разрушить теми самыми снарядами, которые прилетели от англичан. Осада длилась 5 месяцев и всё это время леди Агнесс прохаживалась по стенам замка, понуждая защитников после каждого штурма приводить в порядок амбразуры и зубцы замка, не обращая внимания на осаждавших.
Англичанам, охваченным приступом боевого поноса, пришлось отступить, а первый граф Солсбери, будучи под впечатлением от суровой дамочки, накропал стишок:
Она сохраняла переполох в башне и траншее,
Скандальная, неистовая шотландская девка,
Приходил я раньше, приходил позже -
Я находил Агнес в воротах.
И да, «Чёрной Агнесс» она была лишь потому, что имела тёмные глаза и натуральные чёрные волосы.
12. Самая несвободная барышня-воительница
Герардеска Манутиус (I век до н.э.)
«Хлеба и зрелищ» - мы все, конечно, помним этот древнеримский лозунг. Раскрыто и понятие – «зрелище», подразумевавшее под собой «Игры», а точнее - гладиаторские бои. Особым внимание публики пользовались бои с участием женщин. Такая популярность, кстате, затягивала в гладиаторы и свободных гражданок. Этому факту находится подтверждение в законе, принятом в 19 году н.э., в соответствии с которым запрещалось вербовать в гладиаторы родственниц членов сенаторского и всадниковского сословий . А в 200 г. н.э. император Септимий Север выпускает декрет, согласно которому женщинам вообще запрещается участие в гладиаторских боях.
Герардеска Манутиус была рабыней, освобождённой восставшей армией Спартака и поначалу служившей там в качестве гетеры для снятия напряжения воинов восставшей армии. Считается, что лично сойдясь со Спартаком, она перешла в касту воинов, показав себя весьма задорной воительницей. В сражении у реки Силар в 71 году до н.э. войско Спартака было разгромлено армией Красса, сам Спартак убит, а уцелевшие повстанцы взяты в плен и обращены в рабов. Среди попавших в плен была и Герардеска, которую Красс, восхищённый её действиями в бою, отправляет в одну из школ гладиаторов.
Из источников нам известно, что тренировки женщин-гладиаторов проходили несколько жестче и изнурительнее, чем мужские. Им приходилось часами тренироваться одной левой рукой, поскольку правую привязывали за спиной, часто стоя на коленях, с привязанными к щиколоткам цепями, или вслепую, с завязанными глазами. Таким образом, женщин-гладиаторов приучали ориентироваться по звуку шагов противника, в результате чего женский бой разительно отличался от мужского, так как воительницы оказывались более проворными и непредсказуемыми. Да и потом, суровая барышня, в набедренной повязке и строфии (специальная повязка на грудь), удало размахивающая мечом, не могла не вызывать восхищения публики.
Герардеска оказалась способной ученицей и принялась усердно выпиливать противников, как женщин, так и мужчин. Вершиной в её карьере стал бой с греческим чемпионом Трасианом, которого она уложила ударом меча в пах в первые же минуты поединка. Всего прославленная гладиаторша одержала около 200 побед за 11 месяцев. Но конец пришёл. Герардеска сражалась с двумя карликами, когда расслабившись, получила удар трезубцем в печень сзади от одного из них. Публика не пощадила свою недавнюю любимицу.
13. Самая скандинавистая барышня-воительница
Викинг Альвильда (IX век)
Очень долго считалось, что барышни-воины среди викингов лишь легенда, нашедшая отражение в древних сагах, однако в 10-х годах нынешнего столетия была прочитана ДНК скелета знатного викинга IX-X веков, раскопанного в 1880-х годах в одном из курганов в Бирке. Воин оказался женщиной.
Возвращаясь к сагам мы находим упоминания о так называемых «skjаldmær», то есть «девы щита». Одной из таких дев и явилась принцесса Альвильда, жившая в 9 веке. Она была дочерью короля Сиварда с острова Готланд. Отец решил выдать её замуж за датского принца Альфа, что встретило решительный отпор со стороны самой Альвильды, которая о замужестве как-то и не думала.
Дабы избежать ненужной отроковице процедуры, принцесса, захватив с собой фрейлин, переодетых в мужское платье, бежит из дома. Угнав стоявший в порту драккар, барышни выходят в море на поиски приключений на свою… Выйдя в море, они повстречали там судно викингов с отсутствующим капитаном и Альвильда, заслужив признание команды своей отвагой, становиться капитаном. Команда Альвильды принялась гопстопить торговые суда в районе датских проливов, а затем, войдя во вкус, распространила свою деятельность на всё восточное побережье Балтики.
Король Дании оказался немножко недовольным данным фактом и отрядил для борьбы с пиратами своего сына Альфа. Принц и его братва в итоге отловили пиратов и, не подозревая о половой принадлежности их значительной части, взяли пиратское судно на абордаж и вырезали практически всех. Альф же лично сразился с пиратским капитаном, а победив и сорвав с него шлем, обнаружил там белокурую красавицу, в которой узнал свою бежавшую из-под венца суженную принцессу.
Принцесса же, оценив доблесть Альфа, растаяла и тут же приняла предложение руки и сердца. Свадьбу сыграли не медля, на борту датского корабля, после чего Альвильда торжественно пообещала больше не выходить в море без разрешения супруга.
Конечно, барышень-воительниц в истории всяко больше приведённых на страницах опуса, но часть из них были отметены сознательно. Так, не нашлось места участнице Куликовской битвы Дарье Ростовской, о которой в летописи лишь пару строк, а остальное - домыслы различных авторов. Не стал лепить тут и легендарных боевых барышень: шекспировскую Корделию, мифических Гвендолини и Гордаферид (Шахнаме), а также сильно распиаренных Боудику и Жанну д'Арк, информацией о которых интернет завален.
Первая часть опуса тут.
А на сегодня всё! Спасибо и оставайтесь с нами! Подписка - гарантия новых, интересных знаний.
Читайте также: Путешествие интеллигента из Петербурга в Россию