В этот приезд в Испанию повезло попасть на концерт настоящего фламенко. Танцоры из Андалусии приехали в Таррагону, маленький прибрежный городок по соседству с Салоу, где я остановилась на недельку в поисках солнца и приключений. Здесь на знаменитой Арене. построенной еще в античные времена и прекрасно сохранившейся, удалось увидеть завораживающее представление – концерт настоящего фламенко.
Концерт из тех, что заставляют биться сердце в ритм музыки, из тех, в которые погружаешься эмоционально полностью, тебя увлекает ритм, движения, музыка несет, как поток бурной реки.
Из тех, что помнятся потом долго, как удача. Приятно, что сама идея концерта настоящего фламенко и его организация принадлежит русским турагентствам, которых, кстати сказать, в Салоу довольно много, как и вообще русских, купивших на Коста Дорада квартиры, дома, или просто отдыхающих на самом теплом побережье Испании.
Концерт – для знатоков и любителей фламенко, для тех, кто уже погружен в эту страстно-надрывную музыку, кого завораживают полные экспрессии движения, идущие из души, из самых глубин сердца.
Это не яркое шоу для туристов, не суррогат, в котором в погоне за дешевыми эффектами, за красивыми па и выпадами теряется сама суть танца. Этот концерт, напротив, очень камерный, в малом зале, кусочке большой Арены.
Вернее, это даже не зал, а на Арене был растянут большой шатер, наподобие цыганского, под которым сооружен деревянный помост, заменяющий сцену, так что танцоры выступали в кругу зрителей, совсем рядом.
И видна была не только мимика и каждый жест, но сам танец становился искренним рассказом, откровением, эмоцией, передаваемой непосредственно. Не сочувствовать было бы невозможно, на эти мгновения ты становишься другом, с которым делятся самым сокровенным, наболевшим, другом, которому открывают душу.
И рассказ, переданный разрывающей сердце музыкой, надрывным пением срывающимся от эмоций голосом, вихрем страстного танца, отчаянными всплесками рук и неистовым стуком каблуков настолько захватывает дух и воображение, погружает в саму суть музыки фламенко, что перехватывает дыхание и сердце начинает колотиться также неистово, в неукротимый ритм музыки. И только одна мысль пронзает – это настоящее!
Эти артисты передают подлинный дух и колорит фламенко, вечного танца, в котором вся история Испании, цыганских скитаний, отчаянных страданий, искренней любви и отважных сердец.
По традиции на представлениях фламенко зрителей еще и непременно угощают сангрией, а на закуску немного хамона и твердого сыра, наподобие пармезана, отменного качества! Мне особо понравилось, что в Таррагоне зрителей угощали не во время представления, а до него.
Я считаю это правильным, как проявление уважения к танцорам. Единственный минус – это только в нашей публике, которая даже после бокала сангрии не поддерживает танцоров традиционными выкриками «оле!», как принято в Испании, и даже в самых захватывающих моментах , остается, как правило, сдержанна, чересчур сдержанна по испанским понятиям.
А ведь на самом деле представление было сродни переносу во времени, погружению в ту эпоху, когда кочевые народы странствовали по этой земле, и вечерами зажигали костры, и пели, рассказывая свои истории.
И теперь, в этот вечер, Арена, где когда-то проходили ежегодные корриды, вновь заполнилась звуками – затрепетала гитара, пронзительный, срывающийся от волнения голос запел о любви и печали, о желании, которое, если однажды охватывает душу, долго не отпускает. Запел о лишениях в жизни в изгнании, и об одиночестве, о ревности, что пронзает отравленной стрелой все мысли, о гневе на судьбу. Запел о красоте, которая завораживает, заставляет страдать, но смиряет со всем.
Пение фламенко – это особое искусство, оно настолько пронзительно и надрывно, что певец порой буквально выкрикивает, выплескивает свое повествование о судьбе или личной драме. Слова, как выстрелы, на мгновение застревают комом в горле, чтобы потом вылиться в крик, похожий на плач.
И он поет свою откровенную повесть только самым близким друзьям, точно так, как мы выплакиваем свои горести и печали только самым преданным друзьям. А друзья в кругу, в отблесках костра, завороженно слушают, качая головой, похлопывая в такт руками, выкрикивая фразы сочувствия или поддержки, удивления или одобрения.
И только когда напряжение нарастает, накаляя воздух такой энергией, что невозможно усидеть на месте, выходят в круг танцоры, и уже в танце продолжают выражать эту повесть жизни и смерти, ревности и любви.
Фламенко – это не степ под гитару и не взмахи руками и цветастыми шалями. Фламенко – это долго сдерживаемая страсть, которая уже сама рвется наружу. Это любовь, которая переполняет душу и горячит кровь, как вино, и вдруг вспыхивает огнем в танце.
Фламенко – это танец распахнутой души и сердце, вынутое из груди. Это поэзия в музыке и танце, и это всегда больше, чем танец, это страстный рассказ посредством танца.
И этот танец не просто искренний, это - Откровение.
Вот если на концерте фламенко вы думаете не просто о мастерстве танцоров, а вам удалось так понять и прочувствовать увиденное, значит, это было настоящее фламенко. Все остальное – лишь более или менее искусная подделка алмазов.
Испания. Сентябрь 2019
Анна Кшишевска Иванова