Я работаю специалистом-бухгалтером в крупном аутсорсинговом центре, что, вместе с уже накопленным прежде опытом безбумажной работы, позволило моему работодателю не приостанавливать деятельность нашего центра на время всеобщей самоизоляции (серьёзно, попробуйте остановить бухгалтерию... несколько десятков бухгалтерий, коими мы, по сути, являемся), а перевести в режим дистанционной работы. Но даже при несравненных плюсах такого решения — а именно, стопроцентном сохранении нашей заработной платы и исключении риска подцепить инфекцию в общественном транспорте, — я не только запомнила этот опыт как негативный, но и оказалась на грани депрессии.
Хотите знать, почему именно?
Без сплетен в кабинете
Я не настолько дружна с коллегами, чтобы пригласить их прогуляться вне работы (хотя корпоративы и наши туры выходного дня мне очень по душе), но работа бок о бок по 8 и больше часов в каждый будний день (и иногда выходной) всё равно сближает к простому человеческому поболтать, посплетничать, обменяться новостями и мнениями, похвастаться, наконец. На дистанционке всё моё общение с кабинетом сократилось до координирующих совместные действия звонков, таких же переписок и голосовых в WhatsApp, а в кругу собеседников визави остался лишь муж, ибо всё-таки самоизоляция, и даже переписок с подругой или интернет-знакомыми внезапно оказалось недостаточно, чтобы восполнить пробел в живом общении с коллегами. Да, бывало обменивались в рабочих звонках личными переживаниями — буквально на пару слов, — но это капля в море.
Техника подкачала
На момент ухода в самоизоляцию мы уже пару лет работали в максимально безбумажном режиме электронного документооборота, однако принтерами всё ещё пользовались. С уходом на удалёнку пришлось отказаться и от вторых мониторов, и от принтеров тоже, а все ранее необходимые к хранению в распечатанном виде данные пришлось превратить в рукописные.
Но страшнее всего не потеря принтеров и распечатанных реестров, а сама организация работы с бухгалтерскими базами данных: нам пришлось поставить на домашний компьютер программу удалённого администрирования (типа TeamViewer, но с бóльшими недостатками) и работать на рабочем компьютере через домашний. Все данные и действия, конечно же, проходили через внутренние сервера, которыми до самоизоляции пользовались только технологи службы поддержки и мощность которых рассчитывалась только на их число, но никак не на бухгалтеров, трудовиков и экономистов всех бухгалтерий вдобавок. Поэтому в первые полторы недели работа шла в 6-7 раз медленнее обычного при том, что объём никуда не делся и даже прибавился, а само удалённое администрирование часто прерывалось из-за различных (и многочисленных) системных ошибок или несовместимостей. После донастроек от «центра» всё стало работать шустрее, но привычной скорости отклика систем удалёнка так и не достигла, а между делом значительно усложнились пара важных в нашем деле инструкций, что сделало ситуацию лишь хуже. Ну и отчётов о выполненных за день заданиях прибавилось, а их составление занимает лишние минимум полчаса рабочего времени.
Нон-стоп для трудоголиков
Мой главный недостаток на работе — я не могу остановиться, отложить дела и оставить их на завтра, что особенно остро проявляется на стыке отчётных периодов: могу работать (и пару раз работала) всю ночь на одном дыхании. В обычные будни меня старательно выгоняло домой начальство, используя либо рациональные доводы, либо более простое и душевное «я уже хочу домой и мне надо запереть кабинет».
Работа из дома — ловушка для таких, как я, потому что домочадцам не всегда под силу остановить маниакальное желание «доделать вот это, это и это, а потом ещё, пожалуй, вот то... как уже глубокая ночь?» и заставить выключить компьютер. За одиннадцать недель на удалёнке я не закончила вовремя практически ни разу, ибо работа есть всегда, даже когда всё сделал заранее, и к уходу в отпуск получила переутомление и сильное эмоциональное выгорание, обернувшиеся для меня ночными кошмарами, тревогой и постоянным подавленным настроением на ближайшие полторы недели.
Светлое будущее наступит... не завтра
Мы, как и многие, изолировались на неделю, которая превратилась в месяц, а потом в ещё и ещё один. Самым ужасным для меня моментом стало терять раз за разом надежду на выход в офис из-за очередной продлевающей телеграммы, когда, казалось бы, до возвращения к привычной жизни остаётся какая-то жалкая неделя, но она вмиг превращается в ещё четыре-пять таких же и весь душевный подъём насмарку. Волей-неволей начинаешь мотать себе нервы изучением статистики заболевших по региону и вздрагивать от каждого слишком резкого их прироста.
О том, что из-за постоянного сидения дома моя физическая активность сократилась в примерно пять раз и обернулась для меня лишними килограммами на боках, упомянуть стоит, но это уже совсем мелочи, на здоровье, к счастью, не повлиявшие. А вот неофисное освещение при бывшей сильной близорукости, маленький стол при остеохондрозе и отсутствие офисного кресла при варикозном расширении вен за прошедшие три месяца — далеко не мелочи.
Вместе с тем есть одна вещь, которую, без сомнения, мне бы хотелось использовать в дальнейшем — наш общий с подопечным участком чат в WhatsApp. Будучи бухгалтерией на аутсорсинге, мы не находимся в одном здании с подопечными, и всё взаимодействие строится на звонках и переписках в электронной почте, причём если на участке больше одного бухгалтера, все важные задания заходят через «старшую», которая потом распределяет их дальше. Приходилось много пересказывать, повторять по несколько раз и играть в «сломанный телефон», когда как в чате (который в наших рабочих программах не предусмотрен) каждый бухгалтер может быстро получить информацию из первых рук и забрать задание себе, чтобы «старшая» не искала сама очередную жертву, выспрашивая, кто сейчас свободней всех, а сразу знала, с кого потом спрашивать результат. Поэтому надеюсь, что эта часть дистанционной работы приживётся в наших буднях и после возвращения в офис.
В самом начале удалёнка представлялась мне как райское время, однако опыт подсказал, что мне больше нравится сидеть в офисе, несмотря на долгую дорогу из дома и обратно. Конечно, каждому — своё, и наверняка найдётся немало людей, которые хотели бы работать из дома отныне и постоянно, но я надеюсь, что очередные четыре недели в июле станут последними, как нам и обещали.
А что думаете вы? Вы работали на самоизоляции, в офисе или из дома? Напишите свой опыт в комментариях! И, конечно же, подписывайтесь на канал, если хотите больше подобных статей :)