Каратель является одним из культовых персонажей комиксов Marvel. Появился он в один год с премьерой фильма «Жажда смерти» - экранизацией одноимённого романа Брайана Гарфилда. Мне не доводилось слышать о том, что упомянутое произведение как-то оказало влияние на создание Карателя, но одна общая черта у Пола Керси и Фрэнка Касла присутствует: оба люто ненавидят преступность.
В разное время предпринимались попытки перенести действие со страниц комиксов на большие экраны, а впоследствии и на малые. Об этом мы сегодня и поговорим.
Внимание: статья может содержать спойлеры!
1) «Каратель» (The Punisher, 1989)
Выпущенный в один год с «Бэтменом» Тима Бёртона, этот малобюджетный боевик прошёл мимо широкой публики. В Америке фильм вообще не выходил в прокат, но вряд ли показ в Штатах сильно помог бы картине.
От комиксов здесь осталось лишь имя главного героя. История происхождения была кардинально переработана (Касл стал копом). С груди антигероя исчез фирменный череп; его можно заметить лишь на рукоятках ножей, которые использует Фрэнк.
Но при всём при этом вышел крепкий олдскульный боевик, в котором уловили суть персонажа. Безусловно, в этом есть немалая заслуга Дольфа Лундгрена, сыгравшего знаменитого виджиланте. В этой версии Касл так же не прекращает свой крестовый поход против преступности после того, как разделался с убийцами своей семьи.
В кинотеатральную версию не вошли 14 минут, которые подробнее рассказывают причину гибели семьи Фрэнка. В них присутствует одна пасхалочка для поклонников. Дочки Касла забегают в спальню к родителям и будят их, поливая водой из игрушечных «Узи». Обе девочки одеты в костюмы Человека-паука. Именно в комиксе об этом персонаже состоялся дебют Карателя в 1974 г.
2) «Каратель» (The Punisher, 2004)
Спустя 15 лет, на экраны вышел новый фильм про Карателя. Ориджин снова подвергся изменению - здесь Фрэнк является агентом ФБР под прикрытием. Но по факту картина представляет собой экранизацию комиксов «Punisher: Year One» и «Welcome back, Frank»: некоторые сцены из этих историй повторены один в один. Чувствуется, что Джонатан Хенсли также вдохновлялся комиксом «The Punisher, a man named Frank», так как фильм получился эдаким городским вестерном.
И это обстоятельство картине вредит. Ковбойские замашки выглядят тут крайне нелепо. Фрэнк в исполнении Томаса Джейна полфильма корчит из себя детектива, плетущего какие-то ненужные интриги вместо того, чтобы карать ублюдков. Понимаю, что нам показывают его становление, но это совершенно не в духе Касла.
Для придания большего драматизма у главного героя ещё и полродни вырезают, но вспоминает он только жену и сына. Бессмысленный какой-то ход получился. Подводка к тому, что «Фрэнк Касл мёртв, да здравствует Каратель!», выглядит натянутой. Очень неровная экранизация.
В расширенной версии имеется анимированный пролог о службе Фрэнка и его лучшего друга / напарника в Кувейте. Изначально это должна была быть полноценная сцена в театральной версии, но бюджета для постановки сражения не хватило. Присутствует в этой версии и сюжетная линия о предательстве упомянутого друга, приведшая к смерти семьи Касла.
3) «Каратель: территория войны» (Punisher: War Zone, 2008)
По первоначальной задумке, PWZ должен был стать сиквелом фильма 2004 г. На роль Джигсо планировали взять Майкла Китона. Но менялись режиссёры, сценарий переписывали, и в итоге Томас Джейн от съёмок отказался. Франшиза снова подверглась перезагрузке. Теперь это был отдельный фильм, который срежиссировала Лекси Александер, а главную роль исполнил Рэй Стивенсон.
На текущий момент это единственная экранизация, в которой сохранён каноничный ориджин, представленный в виде флешбэка. Фрэнку - который по сюжету ведёт свою войну уже много лет - противостоит его архивраг Джигсо в исполнении Доминика Уэста. В картине присутствует классический сайдкик Карателя - Микрочип. Поклонники серии комиксов Punisher MAX будут рады лицезреть таких персонажей, как Питси, Инк, Магинти и Кристу Булат.
Создатели не скрывали, что вдохновлялись именно взрослой линейкой комиксов под импринтом MAX, поэтому кровищи и мяса в фильме предостаточно. Вот только данная серия славилась ещё и отличными сюжетами за авторством Гарта Энниса.
Здесь же сценарий топорный. Итоговый продукт представляет собой трэшовый би-муви, обладающий определённой долей обаяния. В этом, конечно, большая заслуга Рэя Стивенсона - лучшего исполнителя роли Карателя на сегодняшний момент. Он как будто сошёл со страниц комиксов и приставил пистолет к голове зрителя.
4) «Каратель: Грязная стирка» (The Punisher: Dirty Laundry, 2012)
Через 8 лет Томас Джейн вернулся к роли Фрэнка Касла. Правда, это был не сиквел того фильма, а отдельная короткометражная лента, снятая Филом Джоану и спродюсированная Ади Шанкаром. Помимо Джейна, в короткометражке снялся Рон «Хэллбой» Перлман.
Мини-фильм отчасти выглядит как сцена, не вошедшая в фильм 2004 г. Антигерой Томаса Джейна долго наблюдает за разыгрывающейся на его глазах уличной ситуацией, размышляет о чём-то, но сразу разруливать ситуацию, как подобает Карателю, не спешит. Но по тону короткометражка мрачнее и жёстче фильма Джонатана Хенсли. Закончится всё благополучно и кроваво.
5) «Сорвиголова», второй сезон (Daredevil, season 2, 2016)
В 2015 г. шоураннеры второго сезона замечательного сериала «Сорвиголова» преподнесли хорошую новость поклонникам Карателя, анонсировав появление Фрэнка Касла в тв-шоу. И это было не камео, а полноценное участие. Роль легендарного линчевателя досталась Джону Бернталу.
Фрэнк пытается разобраться, почему о резне в парке развлечений, где погибла его семья, замалчивают СМИ. Он не чурается убийств и пыток, что приводит к каноничному конфликту со своим милосердным коллегой-виджиланте в маске. Наблюдать за их конфронтацией было интереснее, чем за экранным противостоянием между Бэтменом и Суперменом, вышедшим в том же году.
Смерть семьи Касла обросла новыми подробностями, что отразилось и на ориджине самого Фрэнка. Но эти изменения ему во вред не пошли. Несмотря на то, что антигерой нарисует фирменный череп на бронежилете только в самой последней серии сезона, можно смело сказать, что образ Карателя здесь передан очень достойно.
6) «Каратель» (The Punisher, 2017 – 2019)
Появление Карателя во втором сезоне «Сорвиголовы» было своего рода зондированием почвы. Положительный приём публики моментально обеспечил антигероя собственным сольником. К тому же, финал второго сезона «Сорвиголовы» задал направление, которое можно было с успехом развивать в сольной серии.
Правда, шоураннер «Карателя» Стив Лайтфут, известный многим по работе над сериалом «Ганнибал», придерживался иной точки зрения. Ему захотелось показать человеческую сторону персонажа, но он с этим перестарался. В некоторых сериях главного героя хотелось назвать «Мой дружелюбный сосед Фрэнк Касл».
Спустя 4 минуты после начала первой серии, Фрэнк бросает свой бронежилет с черепом в костёр. Настораживает, не так ли? На протяжении всего сезона он пытается определиться с тем, хочет ли он быть Карателем, или нет. Учитывая концовку второго сезона «Сорвиголовы», выглядит это по меньшей мере странно. То есть, убивать он убивает, но в перерывах между делом занимается ненужным самокопанием.
Но самое удивительное заключается в том, что первый сезон интересно смотреть. Здесь простой, но хорошо прописанный сюжет. Все актёры на своём месте. Отдельно стоит отметить, химию между Фрэнком и Микрочипом. Билли Руссо, будущий Джигсо, получил немного иную трактовку, которая привенсла долю драматизма в повествование.
Из других комикс-персонажей здесь присутствует Роулинз из линейки Punisher MAX, тоже адаптированный под сериальные нужды. На деле получилась драма о ПТСР с элементами экшена. Череп на груди Фрэнка можно увидеть только в двух сериях.
Забавно вспоминать, как шоураннеры второго сезона «Сорвиголовы» утверждали, что присутствие Фрэнка в сериале не гарантирует уровень жестокости серии Punisher MAX. Но в итоге в сольнике мясных сцен было в разы меньше, чем в упомянутом сериале.
Но, может быть, второй сезон «Карателя» смог предложить нам то, что многие ждали от первого? Начиналось всё более-менее хорошо, но размышления на тему «Тварь ли я дрожащая или карать право имею?» напрягли сразу. Первые три серии, в которых нас познакомили с некоторыми новыми персонажами, было интересно смотреть. Но дальше началась сумбурная и беспросветная тягомотина.
Отдельные персонажи, перекочевавшие из первого сезона, стали бесить нелогичным поведением. Новые лица тоже не сильно вдохновляли (психолог Криста). Джигсо из фильма 2008 г. смотрит на местного Билли Руссо и истерично хохочет. Пусть его здесь и не называют Джигсо, но после кожесдирающего финала первого сезона, ты ожидаешь увидеть обезображенного человека, а не красавчика с парой царапин на лице.
А самое главное разочарование заключается в том, что из свирепого зверя Фрэнк превратился в ручного зверька, которым может управлять даже девочка-подросток. И вообще, где это видано, чтобы Фрэнк заключал пари с отъявленным ублюдком и впоследствии оставлял его вживых? Это не метод Карателя. Кто угодно мог поступить так, но только не он. Честно, сериалу больше подошло бы название «Меня зовут Фрэнк».
Финал второго сезона в чём-то схож с тем, что показали в концовке второго сезона «Сорвиголовы». То есть, Фрэнк приходит к той мысли, что он Каратель, и в продолжении, наверное, мы бы увидели каноничного линчевателя в действии. Но зачем надо было столько тянуть с этим, когда вектор развития был задан ещё 3 года назад? Два сезона, Карл, два!!
Сериал - как и остальные проекты Marvel и Netflix - был впоследствии закрыт. Но в данном случае лично я не испытал никакой грусти, потому что после второго сезона надежды на что-то вразумительное в будущем у меня не было. А ведь всё так хорошо начиналось в 2016 году..