Современный мир настолько погряз в технологиях, что мы уже не обращаем на это практически никакого внимания. Причём развитие технологий за последние два десятилетия шло семимильными шагами. Я сразу хочу пояснить, что я веду речь не о военных, медицинских или ещё каких-то технологиях, а о технологиях для простых потребителей. Технологические гиганты вроде Google, Apple, Samsung имеют огромную рыночную капитализацию, и это произошло не просто так.
Но как указано в заголовке, сегодня я хочу поговорить об устройствах компании Apple. В 2020 году устройства с надкусанным яблоком уже не являются показателем особого статуса (хотя некоторые до сих пор так считают), но при этом пользуются огромной популярностью, не смотря на достаточно высокую цену. Почему? Большинство ответят - это всё реклама и навязывание ценностей. И будут правы, но лишь частично. Да и так ли это плохо на самом деле?
Хочу сообщить, что я не буду тут сравнивать модели : вот это лучше, вот это хуже. В этой статье я постараюсь ответить на вопрос заданный в заголовке, приведя хотя бы один пример в каждом из пунктов.
Итак, первый пункт: маркетинг.
Действительно, маркетинг у компании Apple всегда был сильной стороной. Да что тут греха таить? Один из основателей компании - Стив Джобс был не столько инженером, сколько гениальным маркетологом. Но его талант был не в том, что бы "впарить" никому не нужный товар, а чтобы сделать товар, который "хотят"и показать потенциальным покупателям за что его должны "хотеть". Вы смотрели презентацию первого iPhone? Нет? Очень рекомендую.
На момент выхода первого iPhone на рынке было немало технически более продвинутых устройств. У iPhone не было поддержки 3G сетей, камера была 2МП без автофокуса, он не умел снимать видео, более того, изначально он не поддерживал установку сторонних приложений. Кстати, фронтальной камеры у iPhone тоже не было, если вы не знали. Полноценным смартфоном он стал после следующего крупного обновления ПО.
На тот момент у nokia уже были смартфоны с камерой 5 и даже 8 МП с автофокусом, снимавшие видео, была поддержка 3G сетей и видеосвязи, у многих моделей смартфонов были фронтальные камеры. Но вы вспомните хоть одного человека, который делает "селфи" в те времена? Не уверен. Nokia долго "сопротивлялась" переходу на сенсорные дисплеи, но были коммуникаторы с сенсорными дисплеями на windows mobile от сторонних производителей. Но на массовом рынке этих устройств не было, это был удел гиков (техноботанов, если вам так будет понятней). Не в последнюю очередь благодаря интерфейсу неудобному обычному пользователю.
Что сделал Джобс? Он придумал что нужно сделать чтобы сенсорным дисплеем было удобно пользоваться и показал всем как. Основные моменты, которые он изменил:
1.отказ от резистивного сенсорного дисплея в пользу ёмкостного (на дисплей больше не нужно было давить, а только прикасаться)
2.отказ от стилуса (цитируя Джобса:"Кому нужен стилус, когда у нас есть 10 пальцев?")
3.создание интерфейса "под палец", где не нужно целиться в мелкие элементы как на windows mobile
4.покрытие дисплея стеклом, а не пластиком (пластиковые дисплеи очень быстро царапались, а любой острый предмет мог просто вывести его из строя)
5.поддержка мультитач (дисплей "понимает" одновременно несколько нажатий)
По сути любой компании эти технологии были доступны , ну кроме мультитач, и то с оговорками. Но никто другой не смог "подсадить" весь мир на сенсорные устройства, а в Apple смогли.
И объяснение для чего и как этим пользоваться - это тоже часть маркетинга. Но разве это плохо? Без маркетинга любой даже самый хороший продукт обречён на провал, так как о нём попросту никто не узнает. И естественно он стоит денег.
Плавно переходим ко второму пункту: разработка новых технологий.
Apple всё же чаще преподносит уже существующие технологии "под новым соусом", чем разрабатывает свои, но и реально новых технологий разработано немало. Из последних вспоминается Face ID (распознавание по лицу). Это не просто распознавание камерой, которое может не распознавать вас в темноте, не понимать живой перед камерой человек или фото, а также иметь другие изъяны. В случае с Face ID на ваше лицо проецируется несколько десятков тысяч микроскопрических точек и с помощью сенсоров считывается их положение в пространстве, таким образом iPhone воспринимает не плоскую двухмерную картинку, а объёмный "слепок" лица. Этот способ гораздо более точный и безопасный, чем использование "стандартной" камеры. И если обратить внимание на остальной рынок смартфонов, многие производители решили повторить, но не имея технологий подобных Face ID это пришлось делать силами обычных камер. Результат намного хуже. И естественна разработка стоит денег.
Небольшая ремарка: Да, я знаю, что Samsung встраивали сканер радужной оболочки глаза в линейки S и Note, но в новых моделях от них отказались, и продолжают использовать сканер отпечатка пальца.
Третий пункт: качественные материалы.
Пункт спорный, так как почти всегда можно найти материал лучше (который меньше пачкается или царапается, сложнее разбить и т.д.), но покупая продукцию Apple - вы можете быть уверены, что устройство будет сделано из качественных экологичных тактильно приятных материалов. Почему я сказал спорный? Например, великолепный внешне и тактильно анодированный алюминиевый корпус macbook pro имеет недочёт: мягкий металл легко царапается. И если на серебристом варианте царапины почти незаметны, то на "сером космосе" они выглядят совсем по-другому. Конечно качественные материалы стоят денег.
Четвертый пункт: экосистема Apple и бесшовная интеграция своих устройств.
Каждый (или почти каждый) пользователь техники Apple имеет свой собственный идентификатор - Apple ID. Это учётная запись, позволяющая пользоваться сервисами Apple. Ведь по сути без дополнительных сервисов iPhone - просто телефон. В последние годы сервисы от Apple выходят всё чаще и чаще: Apple Music, Apple Arcade, Apple TV+. Эти сервисы доступны на всех устройствах Apple и имея одну учётную запись вы можете ими пользоваться на вашем iphone, ipad или macbook.
Кроме того учётная запись позволяет синхронизировать данные между вашими устройствами: контакты, заметки, календарь, файлы, настройки, пароли и прочие данные хранятся в Apple ID. И как только вы входите в свою учётную запись на новом устройстве, они становятся доступны. Я не буду здесь перечислять все фишки Apple ID, но хотелось бы отметить функцию contitunity.
Она включает в себя много возможностей, но для общего понимания что же такое экосистема Apple вполне подойдёт одна из функций. Например, вы едете в метро и пишете в iPhone статью в заметках. Статья большая, и вы не успеваете дописать. Вы приходите в кафе, открываете свой macbook и продолжаете писать статью ровно с того же места. Причём вам не нужно переносить данные. Всё происходит автоматически. Экосистема подразумевает, что все ваши устройства связаны между собой и они могут дополнять друг друга. Удобно? Однозначно.
И к счастью или сожалению, но Apple - единственная компания в мире, которая имеет настолько развитую экосистему. Потому как никто другой не производит одновременно компьютеры, смартфоны, планшеты и носимые гаджеты. Попытки были у Microsoft, но мобильное подразделение давно загнулось. Samsung близок, но у них нет своей настольной операционной системы. И это очень важное звено из цепи выпадает.
Естественно разработка и поддержание работоспособности экосистемы стоит денег.
Пятый пункт: качественный сервис.
В 2020 году до сих пор не все даже крупные компании имеют качественную техподдержку. Apple же была чуть ли не первопроходцем в этом направлении. Вы всегда можете обратиться в компанию и получить компетентную консультацию, а за "долгое ожидание" получить промо-код на подарок в iTunes Store. В техподдержку Apple приятно обращаться и она эти обращения не "отягощают", как обращения в некоторые другие компании. Обучение сотрудников, а также содержание компетентного персонала тоже стоит денег.
Шестой пункт: качественный гарантийный сервис.
Как бы то ни было, но любой товар имеет некоторый процент брака. iPhone, iPad, macbook, iMac - всё это ломается. Да да, это не шутка. Но так как ведёт себя компания в гарантийных случаях - очень важный показатель. Как пример, многие люди негативно относятся к отремонтированной технике. Например, вы купили iPhone, через месяц в нём перестал работать динамик. Что делает Apple? Устройство проверяют и не ремонтируют, а присылают взамен полностью такое же новое, но в немного другой упаковке, специально для замены. Вы получаете не отремонтированное, а полностью новое устройство, и гарантия у вас начинается заново. Естественно подобная политика требует на реализацию немалых денег.
Седьмой пункт: разработка собственного программного обеспечения и инвестиции в безопасность. Регулярные обновления ОС в течение многих лет.
Вы знаете какая операционная система стоит на iPhone? iOS. А на macbook? macOS. Что их объединяет? Обе они разработаны компанией Apple.
Давайте возьмём любой windows ноутбук. Неважно, фирмы acer, asus, dell или любой другой. Кем разработана операционная система, установленная на них? Компанией microsoft. Я сейчас не буду распыляться на тему хорошо это или плохо. Но разработка собственного программного обеспечения, а тем более собственной операционной системы, а также выпуск обновлений определённо стоит денег.
Восьмой пункт: разработка собственного "железа".
Уж не помню кто сказал, но Джобс любил это повторять:"Те, кто хотят делать отличный софт, должны выпускать собственное железо". И это имеет место быть. Ведь когда ты разрабатываешь железо не "для всех", а под свои нужды, можно гораздо глубже оптимизировать все процессы и получить гораздо лучший результат. Apple давно стали использовать процессоры собственной разработки в iPhone, но сейчас мы находимся на грани нового витка развития - настольных компьютеров на базе собственных процессоров Apple. Они уже анонсированы и осенью мы ждём их в продаже. Естественно это стоит денег.
Девятый пункт: тестирование.
Придумать, спроектировать, построить - это всё очень хорошо. Но, если тщательно не протестировать устройство - то пользователь будет недоволен, а значит больше не купит устройство фирмы. И это в лучшем случае, а что если произойдёт несчастный случай? Для того чтобы минимизировать риски проводятся сотни различных тестов. А так как и сами процедуры и протестированные устройства (которые потом утилизируются) не бесплатны и стоят денег, то за это мы тоже платим.
Десятый пункт: уникальное ПО и функции.
Несколько лет назад я решился на покупку macbook pro (сейчас у меня его уже нет) ради final cut pro X. Почему? Эта программа для видеомонтажа в некотором роде уникальна, её нет для windows или linux. Есть аналоги, но хотелось использоваться именно final cut. И это не единственный пример уникального ПО для macOS. В основном это ПО для различного творчества. А уникальность стоит денег.
Я лишь перечислил десять пунктов, которые выделяют компании Apple среди других на рынке. Готовы ли вы платить за них или нет - личный выбор каждого.
На этом всем спасибо за внимание. Прошу написать с чем согласны, а с чем не согласны в комментариях и почему. Если данная тема "найдёт отклик", то постараюсь разобрать в подобном же ключе другие фирмы и сервисы.
P.S. Я не добавил сюда такие пункты как логистика, обустройство рабочих мест, заработок компании, налоги, покрытие рисков и прочие статьи расходов, которые относятся ко всем организациям, так как в этом Apple мало отличается от других компаний.
P.P.S. Являюсь ли я фанатом марки? Нет.
Нравится ли мне их продукция? В целом да, но не всё.
Являюсь ли я пользователем продукции Apple сейчас? iPad и сервис Apple Music.