27 июня 2014 года новые власти Украины, пришедшие к власти по результатам майдана и государственного переворота, подписали долгожданное соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Как отметили эту знаменательную дату на Украине, западная часть которой буквально уходит в эти дни под воду, чему причина – массовая вырубка карпатских лесов для последующего вывоза в Европу (так сказать, одна из граней евроинтеграции)?
Находящийся под перманентной угрозой судебного преследования, друг Джозефа Байдена бывший президент Пётр Порошенко по этому поводу едва ли не из штанов выскакивает от восторга:
«Одной подписью мы заложили несокрушимый фундамент европейской интеграции Украины… Никому не позволено пересмотреть и, не дай Бог, отвлечь Украину с выбранного курса и вернуть украинский народ в московское стойло».
Ну, ему, как говорится, по статусу положено. Но вообще, надо сказать, что спустя шесть лет, в 2020 году фанфары по этому поводу куда-то испарились, ибо разрушительные последствия для национальной экономики слишком очевидны. Озабоченные коронавирусом, миграцией и множеством других проблем, раздирающих Старый Свет, чиновники из Брюсселя одобрительно похлопывают киевских партнёров по плечу: мол, верной дорогой идёте, панове! А между делом – вводит ограничительные квоты на украинский экспорт, способствуя тем самым дальнейшей экономической стагнации и безработице в некогда процветающей стране, закрывшей со собственной инициативе российские рынки. Вот и растут по всем областям нэзалежной державы ностальгические настроения по временам СССР, о чём свидетельствуют данные недавних социологических опросов.
Как известно, роль основного поводыря украинской элиты на Запад давно примеряет на себя Польша, претендующая на роль альтернативного традиционной связке «Германия – Франция», проамериканского центра силы в Европе. И вот посол этой страны в Киеве Бартош Цихоцкий выразил недовольство недостаточными, по его мнению, темпами интеграции в европейское экономическое пространство. И даже написал по этому поводу статью, перепечатанную многими украинскими изданиями.
«В 2016-2019 гг. наш товарооборот увеличился на 50%… Хотя мы достигли значительного прогресса и больших успехов в экономических отношениях… польские экспортёры сталкиваются с необоснованными ограничениями, а польские компании становятся жертвами возрастающего количества антидемпинговых и так называемых защитных мер… К сожалению, Украина годами проводит протекционистскую политику»,
– жалуется пан Цихоцкий. Где он увидел «значительный прогресс» – интересно было бы посмотреть. Непонятно, почему он считает защитные меры Киева в отношении польских товаров необоснованными. Напомним, предоставленные Брюсселем Киеву квоты по широкому спектру товаров (включая продукцию металлургии и других отраслей промышленности и сельского хозяйства) близки к исчерпанию. Всё, что сверх квот – лишь по дополнительному согласию Европейского Союза, куда входит и Польша. Пока же озабоченный рынком сбыта для польских фирм посол призывает Киев отменить ограничения на поставку в страну минеральных удобрений, пластмассы и лекарств:
«Сложно ожидать от западных партнёров большего открытия рынка, когда на собственном рынке Киев ограничивает свободную конкуренцию и искусственно блокирует импорт…Вследствие этого уровень польских инвестиций на Украине в течение последних лет не повышается – в ущерб обеим странам».
Далее следуют традиционные мантры про «кардинальное улучшение инвестиционного климата на Украине», без которого «не только не будет использован инвестиционный потенциал, но нам не удастся и значительно увеличить торговый обмен». Помимо этого, дипломат озабочен расхождением между обещаниями и действиями украинской власти. Например, автострада Львов – Одесса, призванная стать продолжением европейской автомагистрали Т4, на украинской территории не строится, что «противоречит заявлениям украинской стороны о стремлении присоединиться к инициативе "Троеморье", которая способствует укреплению связей в регионе и шире – Центральной Европы».
«Троеморье» – давний геополитический проект Варшавы, направленный, в конечном итоге, не столько на польское, сколько на американское доминирование в пространстве между Балтийским, Чёрным и Адриатическим морями. Помимо замены российского трубопроводного газа на американский сжиженный природный газ, транзитным оператором которого будет Польша, есть и иная цель – обретение прямого доступа к Чёрному морю через трассу Львов – Одесса.
И станет тогда Польша «от моря до моря» – прямо как во времена недолгого расцвета Речи Посполитой. Вот только украинские земли под панским владычеством не очень-то и процветали. Тем более, сегодня, ни Польша, ни США не собираются компенсировать Украине её потери, обусловленные разрывом традиционных экономических связей с Россией. Наоборот, на ней ещё и зарабатывать будут. Украина в Троеморье – это поставки газа не с Украины в Европейский Союз, а строго в обратном направлении, через польский терминал на Балтике Свиноуйсце.
Вот, как говорится, где собака порылась. Мы же в заключение заметим, что вслед за объявленным ростом на 54% поставок украинских товаров в Европу по сравнению с 2013 годом в 2019 году экспорт в эту самую Европу снизился с 15% до 3%. Зато кружевные трусы в достатке.
Делитесь комментариями, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!