На авиасалоне МАКС-2017 наблюдал такую картину: стоит на площадке холдинга «Вертолеты России» средний многоцелевой вертолёт семейства Ми-8/17 в экспортном исполнении, а вокруг него трутся представители стран третьего мира. Вертолёт весь такой затюнингованный и с кучей разных «обвесов». Я, прошу прощения, - не эксперт по вертолетам, летал только в качестве пассажира и не знаю, как там всё правильно называется, просто делюсь эмоциями. Так вот, стоит основная воздушная лошадка нашей армии в экспортном исполнении, с целой кучей всяких обвесов, какие не ставят на вертолеты в обычном российском вертолетном полку, и этим всем хвастаются гостям из Юго-Восточной Азии.
Вот если судить по аналогии со стрелковым оружием, на выставках любят демонстрировать стволы с максимальным количеством обвесов, планки Пикаттини с четырех сторон. Выглядит это очень солидно, но всем понятно, что в войска пойдет максимально разгруженный вариант. Все навороченные прицелы - это просто демонстрация возможностей, а пользоваться нужно предустановленными прицельными приспособлениями. Очень ограниченный круг лиц может позволить себе увеличивать вес боевого оружия дополнительными аксессуарами. Гражданские стрелки, конечно, могут позволить себе всё, им марш-бросок не совершать.
Возвращаясь к вертолетам. Когда на выставке стоит вертолет, на котором разместили всё и даже больше, понятно, что это обычная демонстрация возможностей. Гости из Азии и Африки купят что-то попроще, желательно восстановленное после капремонта. Скажу честно, я не знаю в какой комплектации обычно покупаются вертолеты. Наверное, это зависит от платежеспособности клиента, если конечно он не берет всё в кредит, взятый в российском банке под гарантии Российского государства.
Выскажу предположение, что если страна достаточно богатая, то она может себе позволить такую тюнингованную технику, ведь у неё нет расходов на содержание собственной авиационной промышленности, конструкторских бюро и дорогостоящих разработок, они приходят и покупают всё готовое и в лучшем виде. Не все же могут позволить себе иметь собственное автостроение, судостроение и авиастроение, для этого сейчас существует международная кооперация.
Конечно, этого не может позволить себе страна, претендующая на роль великой державы, которая вот-вот может оказаться в состоянии прямой военной конфронтации с половиной мира. Тут нужно придерживаться идей Чучхе и все производить своими силами, пока гонка вооружения не подорвет национальную экономику.