Ещё одним моим промоутерским приключением почти сразу после того, как закрылся клуб «Платформа» и я оказался на вольных хлебах, стало сотрудничество с клубом «Декаданс».
Клуб этот имел в Петербурге двойственную репутацию. С одной стороны это было одно из старейших и очень качественных заведений города, в котором основой акцент был сделан на танцевальную музыку, но при этом имели место и живые концерты, собственноручно отобранные создателем проекта Эдуардом Мурадяном.
С другой стороны постепенно вокруг заведения собралась публика достаточно пафосная, в чьих интересах музыка была далеко не на первом месте. Даже танцы интересовали посетителей «Декаданса» постольку-поскольку. И основным занятием публики была демонстрация успеха и ярмарка тщеславия.
Первое «издание» клуба находилось в непосредственной близости от Адмиралтейства, то есть в самом центре города. Оно было камерным, уютным, и, в силу совсем небольшого размера, естественным образом претендовало на элитарность.
Затем «Декаданс» переехал подальше от Эрмитажа и Невского проспекта, в район слабо ещё обжитого в те времена квартала вокруг улицы Рубинштейна. Щербаков переулок в те годы постоянно ремонтировался и по этой причине представлял из себя тупик. И в глубине этого тупика, и даже ещё глубже, - во внутреннем дворе одного из зданий, расположился новый «Декаданс». Он был более хайтеково обустроен и занимал гораздо больше места.
Переезд на новое место совпал с окончательным формированием богатой публики. И по выходным здесь было не протолкнуться от солидных персонажей, золотой молодежи, круглосуточных тусовщиков. Здесь хорошо кормили, ставили передовой хаус, наливали задорого и в целом культивировали актуальный в середине нулевых гедонизм.
Однако Эдуард не забывал о своих настоящих музыкальных вкусах и все время думал о том, как совместить в одном месте успешную и раскрученную модель танцплощадки с пространством для качественных живых концертов.
Вот в этот момент и подвернулся я, оставшийся без своей площадки, но сохранивший множество хороших связей с артистами и имеющий разные идеи по поводу того, кто бы мог выступить в нашем городе.
Надо сказать, что Мурадян сделал мне воистину царское предложение. Он отдал в мое распоряжение все четверги на ближайшие полгода вперёд. А потом ещё добавил к ним и среды. И дал мне возможность каждый четверг тратить на организацию концертного привоза вполне приличную сумму денег. При этом его установка была на то, чтобы на эти концерты делать бесплатный вход, раздаивая приглашения несколько другой публике, которая могла бы составить хорошее дополнение к привычной аудитории клуба.
В мои задачи входил поиск артистов, организация каждого концерта и призыв посетителей. Естественно, надо было учитывать общий буржуазный формат места и искать исполнителей интересных и умных, но без лишней маргинальности и радикальности.
Благо, бюджет позволял экспериментировать. И я смог составить очень достойное расписание, в котором нашлось место и украинским LюK, и испано-американским Brazzaville, и немецким Los Banditos, и московским «Центру» и Exit Project.
Программа получилась красивой, разной и взвешенной. Мне было чем гордиться. Но оставалось только забить клуб под завязку. Это представлялось мне делом несложным, с бесплатным-то входом. Тем более, что клуб печатал на каждое событие очень красивые пригласительные. Я бы, получив такой в руки, немедленно бы устремился на концерт.
Но оказалось, что я имел слишком радужное представление о петербургском зрителе. Я с энтузиазмом стал раздавать приглашения. Я очень хорошо помнил, как на концерты этих же артистов в «Платформе», притом за деньги, стояли очереди на входе. И как многие, кто привык к халяве и не смог вписаться разочарованно уходили в надежде, что в следующий раз они все же смогут попасть.
И вот эти же самые люди либо вообще сразу отказывались от посещения, либо восторженно брали пригласительные, но в итоге не доходили до места встречи.
На мои уловления по поводу такой реакции основным ответом было недоверие к столь пафосному месту. Особенно всех напрягало ожидание того, что в клубе будет очень дорогой бар. Я поделился этой информацией с Мурадяном и он сделал в дни концертов такую скидку на алкоголь, что он стал стоить дешевле, чем на самой демократичной Думской улице.
Это отчасти сработало, народа стало больше. Но все равно привычной картиной были полупустые залы. Я рвал и метал, музыканты удивлялись, но играли. Эдик терпеливо надеялся на то, что пройдёт время и посещение четвергов войдёт в привычку. Но время шло слишком туго, привычка и не думала формироваться.
Даже на бесплатные концерты наши петербургские зрители ходили лениво и с опаской. Абсолютно иррационально объясняя, что все равно ждут какого-то подвоха. Подвоха! В те времена, когда хорошие концерты случались от силы раз в неделю. Петербуржцы, как я понял, ещё ничего только не поев, умудрились уже основательно наесться.
При этом я знал от московских коллег, как в то же самое время в столице даже малоизвестные исполнители, если про них хоть кто-то говорил что-то хорошее, уверенно собирали полные залы по вполне приличным ценам на билеты.
Именно тогда, я сформулировал наблюдение, которое к сожалению во многом действует и в наше время: «Московский зритель идёт на неизвестного артиста, потому что не дай Бог он классный, а я его пропущу. Петербуржец НЕ идёт на концерт, потому что не дай Бог артист окажется дерьмом, а я потратил на это время».
В общем, ценят петербуржцы своё время. Не знаю правда зачем. И на что они его в таком количестве тратят.
В итоге через полгода терпение наше обоюдно иссякло и мы свернули концертную практику в «Декадансе». Этот проект мне искренне жаль. Потому что у случае успеха, я уверен, Эдику бы хватило смелости, авантюризма и любви к музыке, чтобы развивать проект в совершенно невероятную сторону.
Мы, например, абсолютно серьезно обсуждали с ним возможность сделать в «Декадансе» концерт «Гражданской обороны». Эдику очень хотелось встряхнуть как следует свою лощеную публику.
Увы, пока мы договаривались о концерте, Летов ушёл из жизни...