Уважаемые господа!
Поскольку я хотел бы выразить свой взгляд на современность с позиций диалектики, то и начать статью я хотел бы с основных категорий, понятий «Науки Логики» Гегеля.
Но прежде всего я хочу подчеркнуть глубокую научность диалектики, её прямую, глубинную связь с высшей математикой. Гегель: «Философия не может брать своего метода у подчинённой науки - математики». Диалектика Гегеля стала возможной в том виде, который мы знаем, только после того как Лейбниц открыл дифференциальное и интегральное исчисление. Энгельс говорит: «Невозможно понять диалектики Гегеля без знания дифференциального и интегрального исчисления». Он же рассуждает в «Анти-Дюринге» о математической бесконечности и диалектическом характере доказательств в высшей математике. А это Ленин: «Подробнейшее рассмотрение дифференциального и интегрального исчисления с цитатами: Ньютон, Лагранж, Лейбниц, Карно, Эйлер и т. д. - показывающими, как интересно было Гегелю это «исчезновение» бесконечно малых, это «среднее между бытием и небытием». «Без изучения высшей математики всё сие непонятно». Ленин же, подчёркивая, какое значение Гегель уделял высшей математике- с удовлетворением указывает на то, что тот знал, как Гаусс решил уравнение хм-1=0. Касаясь дифференциального и интегрального и исчисления Гегель говорит, что «Математика… доныне не была в состоянии оправдать собственными силами, т.е. математически, те действия, которые основываются на этом переходе «(переход от величин каких-то к каким-то), так как этот переход не математической природы». Лейбниц, коему приписывают честь открытия дифференциального исчисления, произвёл этот переход» самым недопустимым, столь же совершенно чуждым понятию, сколь и нематематическим способом». И ещё Гегель: «При исчислении бесконечных известная неточность (заведомая) игнорируется, а результат всё же получается не приблизительный, а вполне точный!»
А теперь, после того как мы установили, что диалектика - это точная наука, имеющая всеобъемлющий характер, постараемся установить суть диалектики Гегеля. Он начинает свою «Науку Логики» со слов (Учение о Бытии): «Начало содержит в себе и «ничто», и «бытие», оно есть их единство, начинающегося ещё нет: оно лишь направляется к бытию… (от небытия к бытию: небытие, которое есть вместе с тем бытие). И далее «Чистое бытие и чистое ничто есть … одно и то же. Их соединение есть становление «бытие-ничто-становление». Но «становление «-это основное положение философии Гераклита –афинского учёного, одного из основателей диалектики (500 лет до н.э.). Он говорит: «Всё есть становление. Это становление есть принцип. Это заключено в выражении: бытие столь же мало есть, как небытие». Поэтому у Гераклита «всё течёт, всё изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Состояние бытия и небытия рассматривалось и другими древнегреческими философами.
А теперь к современности. В конце прошлого года по каналу Da Vince прошла серия передач о «Большом взрыве», который случился более 13 млрд лет назад. Фильм был подготовлен компанией BBC при участии английских и американских учёных. По их мнению, «Большой взрыв» произошёл в вакууме, но в вакууме, где присутствовали частицы и античастицы. И вот в какой-то момент в процессе аннигиляции этих частиц создались определённые условия, и произошёл взрыв с выделением огромной энергии. Это было диалектическое начало, процесс становления при движении от «небытия к бытию». Это событие произошло более 13 млрд лет назад, но процесс расширения Вселенной (её становление) продолжается и сейчас. А как трактует эти вопросы Ленин? «Движение познания к объекту всегда может идти лишь диалектически: отойти, чтобы вернее попасть… Линии сходящиеся и расходящиеся, круги, касающиеся один другого. Узловой пункт = практика человека и человеческой истории (Практика = критерий совпадения одной из бесконечных cторон реального). Эти узловые пункты представляют из себя единство противоречий, когда бытие и небытие, как исчезающие моменты, совпадают на момент, в данные моменты движения (= техники, истории и т. д.)». Ну вот, почти слово в слово то, о чём говорили западные учёные. Видимо «Большой взрыв» произошёл в результате того, что исчезающие моменты совпали на момент. И ещё... Закон перехода количественного в качественное и наоборот; становление другим, которое представляет собой перерыв постепенности и качественно иное, в противоположность предшествующему существованию. Ну чем не Большой взрыв? Все факторы налицо.
И ещё один аспект. Разбегание галактик продолжается. Их насчитывается уже много тысяч. Продолжается их столкновение и взаимное поглощение и т. д. и т.п. Ну чем не «становление»? И чтобы следить за этими процессами западные учёные создают сеть мощных телескопов (6 или 7) в разных точках Земли. Причём возможности у них будут такими, что, якобы, появится возможность «посмотреть в прошлое» и понять, как проходил процесс после «Большого взрыва». Фантастика. Видимо, учёные на Западе начали подготовку к выходу в просторы Вселенной. Но для этого нужно решить сложные математические задачи, связанные с пространствами N-ых измерений, пространств различной кривизны, тёмной энергии и тёмной материи, анти-энергии и многого другого. И, естественно, провести компьютерное моделирование всех процессов. И у нас ведутся разговоры о выходе в открытый Космос. А можно ли это сделать без подготовки и в области математики, и объяснений философских аспектов проекта? И решит ли современная философия назревшие проблемы? Нужна координация всех усилий. И чем скорее, тем лучше. Диалектика, диалектический материализм доказали, что их законы универсальны и носят вселенский характер. В чём же мог бы быть интерес философии? Прежде всего, уточнение, развитие положений «становление = небытие и бытие». Ещё Ленин указывал (Пример Гегеля: всякий знает-де, что такое Werden, но нас удивляет, если анализируя, мы находим, что «оно есть бытие и вместе с тем небытие - столь огромное различие»). А поскольку эти процессы и происходят сейчас во всём космосе, то, используя данные новейших телескопов, можно было бы проследить эти процессы. Что я имею ввиду. Вот основные положения диалектики: движение, пространство и время. Гегель: «Сущность времени и пространства есть движение, потому что оно всеобще; понять его значит выразить его сущность в форме понятия…»
Ленин развивает эту мысль. «Понять значит выразить в форме понятий. Движение есть сущность времени и пространства. Движение есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие, есть единство противоречий». Видимо, вот эти противоречия, вот эти непрерывность и прерывность и дают возможность учёным говорить о том, что можно, как бы, заглянуть в прошлое. И в самом деле, если есть возможность, используя прерывность во времени, заглянуть в прошлое, то почему бы это не сделать. Не думаю, что решение создать сеть гигантских телескопов прошло без предварительного анализа всех вероятностей. Если это подтвердится то, боюсь, что в философском плане мы отстанем намного. Не думаю, что «Науку Логики» не изучают на Западе. Она ведь и родилась в Германии. И ещё один аспект. А на каком этапе сейчас находится Солнечная система, наша Галактика? Вероятнее всего, и она находится в состоянии «становления», т. е. в состоянии «бытия» и «небытия». Может быть и многие наши проблемы связаны с этим процессом? Но об этом поговорим чуть позже. Да, и следует помнить слова Гегеля: «Категории надо вывести (а не произвольно или механически взять) (не «рассказывая» не «уверяя», а доказывая), исходя из простейших основных (бытие, ничто, становление (das Werden)) (не беря иных) – здесь, в них «всё развитие в этом зародыше».
#диалектика #диалектическийматериализм #наукалогики #солнечнаясистема #небытие #бытие #гегель #ленин #лейбниц #большойвзрыв