Найти в Дзене

Перспектива и её виды в изобразительном искусстве. Часть 1

Учимся разбираться в искусстве Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь, проникать взором) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы: Прямая линейная перспектива Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана). Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости, встречается на классических картинах и современных реалистических произведениях. Обратная линейная перспектива Это вид перспективы, применявшийся, к примеру, в византийской и древнерусской живописи, когда пред
Оглавление

Учимся разбираться в искусстве

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicereсмотреть сквозь, проникать взором) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы:

Прямая линейная перспектива

Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана). Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости, встречается на классических картинах и современных реалистических произведениях.

Прямая линейная перспектива
Прямая линейная перспектива
Прямая линейная перспектива
Прямая линейная перспектива

Рикардо Санс. Пример прямой перспективы в живописи
Рикардо Санс. Пример прямой перспективы в живописи

Обратная линейная перспектива

Это вид перспективы, применявшийся, к примеру, в византийской и древнерусской живописи, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Созданное изображение при этом имеет несколько горизонтов, точек зрения и другие особенности.

Обратная линейная перспектива
Обратная линейная перспектива

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя. Ее функция - передача духовной связи зрителя и разворачивающегося перед ним сюжета, он здесь, как центр, к которому стремятся все линии.

Обратная перспектива имеет строгое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Андрей Рублев "Троица" Пример применения обратной перспективы
Андрей Рублев "Троица" Пример применения обратной перспективы

читайте также "Перспектива и ее виды в изобразительном искусстве. Часть 2"

Подписывайтесь на канал Изобразительное искусство и вы узнаете больше об искусстве и творчестве.